Львиная доля критических замечаний в сторону четвертой части Civilization сводилась к жалобам на малоинтересную реализацию военной составляющей. Какой-то американский тинейджер даже написал на форуме, мол, мы с друзьями всегда ставим победу дипломатии, поскольку принцип "убей их всех" здесь не катит. Сид Мейер с мнением бравого ковбоя согласился и выпустил дополнение, слегка улучшающее абсолютно все аспекты игры и кардинально меняющее бои. Отныне можно не только навязывать всем свою религию, изредка вступая в конфликт, но и сделать силу своей жизненной философией.
Расширение границ и штата
Театр имени Civilization 4: Warlords начинается не с вешалки, а с шести новых наций, чьи лидеры тешат себя мыслью о мировом господстве. Жить со всеми в относительном спокойствии и согласии теперь не получится — любая размолвка ведет к объявлению войны и незамедлительной экспансии врага на нашу территорию. Дополнение буквально пропагандирует насильственное решение всех возникающих проблем, и на этот раз для подобного подхода созданы все условия.
Если раньше, захватывая очередной город, мы делали его личной собственностью, что постепенно приводило оккупируемую страну к полному исчезновению с карты, то отныне можно ограничиться боевыми действиями, а после — подписать мирный договор. Правда, в этом случае подвластным территориям придется периодически подкидывать немного золота, еды и пряностей в качестве напоминания о себе. Зато взамен вы получите сильного союзника, который до последнего солдата будет защищать границы империи, а когда придет время выбирать руководителя ООН, добавит голос вашей кандидатуре.
Ряды национальных героев, способных сделать новые открытия или повысить уровень развития города, пополнились именитыми полководцами. Только с их помощью вы можете в одночасье поднять на два пункта опыт всех новобранцев, построить военную академию или распределить двадцать бонусных очков между ветеранами, каждый из которых после этого обряда станет практически неуязвимым. В общей сложности Warlords родила на свет с десяток новых правителей — каждый со своим индивидуальным набором достоинств, но так и не решилась предоставить игрокам возможность самим определять первоначальные умения лидеров.
По запыленным тропам Монголии
Среди новых сценариев, число которых равно количеству свежевыструганных цивилизаций, самые интересные и запутанные — азиатский и китайский. Путь Чингисхана к власти, с исторической точки зрения, воссоздан идеально: молодой воин с ордой соратников медленно продвигается вглубь страны, закладывая оборонительные крепости и поселения. Дольше месяца на одном месте стоять не получается, да и о возврате назад лучше не думать. К тому же впервые в истории сериала у нас нет ни столицы, ни чудес света, а только цель — стать самым великим полководцем в истории.
Китайский же сценарий больше смахивает на триллер с сильной религиозной подоплекой. Его основная задача — за ограниченное время стать императором, что в принципе невозможно без помощи сановников и религиозных фанатиков. Все силы приходится направлять исключительно на поиск компромиссов между противоборствующими, а зачастую и взаимоисключающими друг друга религиями. Одно неверное слово — и хрупкое равновесие разрушится, вылившись в кровопролитную гражданскую войну.
Хулиганство в особо крупных размерах
На десерт — оригинальный режим игры, которому подходит только одно слово: беспредел. В нем вы временно превращаетесь в кочующих варваров, всеми силами желающих уничтожить цивилизованные страны. Грабежи караванов, убийства, захват городов и повсеместная порча инфраструктуры — иными словами, все то, что раньше так раздражало любого правителя, пропагандирующего мирное решение вопросов, стало доступным. Самое забавное, что буквально через полчаса роль мирового хулигана начинает нравиться. Ведь не зря многие психологи утверждают, что любому человеку иногда нужно впускать в себя чертенка. Маленького такого, но очень вредного.