По своей бьющей через край "сказочности" и духу "легкого безумия" такие игры стоят ближе всего к вышеупомянутым отечественным мультфильмам, местами абсолютно безголовым. Наглядный пример — фантасмагория Neverhood ("Не верь в худо"), вышедшая аж в 1996 году, но до сих пор остающаяся самым ярким представителем "пластилинового жанра". Похождения главного героя, получившего в русском переводе емкое имя Пластилиныч, можно охарактеризовать лишь одним словом: безумные. И главная героиня "Морского приключения" — девочка по имени Танита — старается не отставать от своего старшего товарища.
Остров сумасшествия
Описывать сюжетную фабулу и окружающий мир "Таниты" непросто, если не сказать, вредно для душевного равновесия и внутреннего спокойствия. Вкратце, большеглазая девочка с косичками неудачно прикорнула во время чтения какой-то книги и погрузилась в собственные фантазии. Последние привели ее на странный остров посреди океана, где обезумевший злодей превращает всех обитателей неизвестно во что. Хотя не в себе здесь не только сам тиран: крабы в касках, растущие из земли глаза на ножках, пукающие кактусы — все они напрочь лишены мозгов. Соседство с этими идиотами создает весьма специфическую атмосферу, к которой Таните и предстоит нарушить планы злыдня и вернуть жителям острова стабильность. Если воспринимать весь этот бред серьезно, игра сгодиться лишь в качестве демонстрационного приложения к кампании "Скажи "нет" наркотикам!"
Но это вам точно не грозит — даже если "Морское приключение" и покажется поначалу серьезным, раздающиеся из динамиков звуки рано или поздно уничтожат все сомнения. Все это хрюканье, хлюпанье, мычание, сопение и прочие порой самые неожиданные звуки, доносящиеся из "уст" каждого попадающегося по пути объекта, невольно вызывают улыбку. Не отстает и музыка, представляющая собой в основном пародийные вариации на латиноамериканские темы в целом и творчество Manu Chao, в частности. А довершают картину радиопередачи, в которых ничего нельзя разобрать, зато можно получить солидный заряд бодрости и веселья во время прослушивания.
Хочешь пить — скушай сухарик
Исключительно с улыбкой нужно воспринимать и логику, которая здесь правит при решении многих задачек. Незамысловатый мотивчик из "Пластилиновой вороны", сопровождавшийся знаменитым перечислением "А может быть, собака? А может быть, корова?" идеально характеризует "загадочную" часть "Таниты". Увидев закрытую дверь, можно долго гадать: "А может быть отмычкой? А может быть взрывчаткой?", но сработает совершенно неожиданный вариант — "А может быть морковкой?"
И даже не спрашивайте, почему — задаваться вопросами, почему маленькая девочка должна выращивать на грядке агрегат по чистке орехов, заводить старые пластинки для рыб, кормить ракету тортами, а для прогулок между локациями оборачиваться снарядом времен Великой Отечественной, бессмысленно. Чтобы вся эта дребедень не свела зрителя с ума окончательно, периодически безумные загадки уравновешивается "нормальными", тренирующими память и требующими определенного опыта, и многочисленными мини-играми. Однако основным условием все равно остается вера дизайнерам на слово — в противном случае лучше даже не начинать.
Живой пластилин
И все же не придурковатые загадки и не безмозглость персонажей превращают детище Trickster Games в маленький шедевр. Самое главное достоинство "Таниты" в том, что она так и просится на большой экран в качестве полноценного анимационного фильма. Умелые руки создателей чувствуются в каждом сантиметре картинки, но больше всего поражает даже не качество пластилиновых моделей и пейзажей, а то, насколько подробно они анимированы. Куда бы не шла девочка, что бы она не делала, окружающий мир живет и дышит независимо от нее.
Сугубо положительное впечатление от прогулки по пластилиновым сновидениям портят лишь несколько мелочей. Размах и полет мысли сценаристов явно не тот для столь тщательно воссозданной вселенной, окружающим предметам и достопримечательностям не хватает контекстной информации, да и некоторые проблемы с управлением вызывают легкое раздражение. Все остальное вызывает неподдельный восторг, как у детей, так и у их родителей, которые до сих пор с улыбкой вспоминают похождения неказистого мужичка за елкой. "Ох уж эти сказочники!" — говаривал он, и был в чем-то прав.