Splinter Cell, ставшая лидером продаж на всех мыслимых платформах, доползла, наконец, и до PlayStation Portable. Специального агента Фишера вновь засасывает водоворот интриг и опасных заданий, а извечный вопрос "кто прав" не дает покоя ни днем, ни ночью. Разбираться в психологической дилемме придется и зрителю, правда, в отрыве от основного списка действий, который, увы, ни на йоту не сдвинулся в сторону разнообразия. Впрочем, для тех, кто знаком с правилами составления названий для музыкальных альбомов, приставка "essentials" говорит сама за себя.
Бывший в употреблении
Splinter Cell Essentials начинается на кладбище, куда Сэм пришел почтить память своей безвременно почившей дочери. Там его и задерживают специалисты военного ведомства, подозревающие безутешного отца в связи с террористами. Допросы, игра в "плохого/хорошего полицейского" и… Фишер сознается во всех преступлениях. Дальше — по схеме: самые известные операции, собранные "под одной крышей" и памятные каждому поклоннику сериала, вновь проносятся перед глазами в удивительном калейдоскопе, объединяющем прошлое и настоящее.
Однако уже после первого задания приятные воспоминания уходят на задний план, и жестокой действительностью становятся серые будни, навевающие откровенную тоску. Девять однотипных миссий проглатываются за пару часов, а три дополнительные кампании окончательно убеждают, что Essentials вторична во всем. Интеллект противников, набор оружия и приемов, разнообразие задач — все это не идет ни в какое сравнение с предыдущими частями сериала.
Ностальгическая прогулка Сэма Фишера начинается с перебежек по базе противника в кромешной темноте и заканчивается ликвидацией парочки охранников. Враги реагируют на нарушителя неохотно, а если и натыкаются по дороге на труп, то вскоре о нем забывают. Маршруты, не стесняясь, копируют друг друга: тупая беготня из пункта А в пункт B — вот и все, на что хватило совокупной фантазии создателей. Монотонность происходящего усыпляет лучше любого снотворного, и уже на середине этих мемуаров хочется поскорее прилечь.
Если бы не ассортимент "стволов" и разнообразие способов убийства, на Essentials и вовсе не стоило бы тратить время. Правда, огнестрельное оружие придется использовать нечасто, поскольку лишний шум привлекает нежелательных свидетелей и повышает уровень настороженности врагов. Это в свою очередь понижает статус скрытности — единственный параметр, на который стоит обращать внимание, если есть желание открыть бонусные миссии и хоть как-то оправдать покупку.
Безальтернативщина
Регулярно вашим основным противником будет выступать практически неуправляемая камера, которую придется по несколько минут приводить в чувство. Лучше сразу записать это в особенности Essentials — без сумасшедшего оператора игра стала бы еще короче. К этой же категории настоятельно рекомендуется отнести и безликие помещения, построенные на манер "хрущевок" — они заставляют регулярно тратить время на бег по замкнутому кругу в поисках неисследованных территорий. Открывая одну одинаковую дверь за другой, рано или поздно вы попадете в засаду, в крайнем случае — потратите на прохождение простейшего задания лишних полчаса.
Но, несмотря ни на какие ухищрения дизайнеров, однообразные миссии и безликие противники проносятся мимо, не оставляя в памяти и следа. Возможностей для тактического планирования здесь нет, а те, что есть, не пригодятся больше пары раз за всю игру. При таком раскладе путешествие Сэма напоминает марафон в компании идиотов, которых не насторожила бы даже атомная бомба во дворе. Однако за неимением альтернативы приходится прятать свои претензии "в стол". На сегодняшний день Splinter Cell Essentials является единственным шпионским боевиком на PSP, и любые жалобы тут просто неуместны.