Эта умная, легкая и увлекательная сказка погружает игрока в мир японской мифологии и преданий. Сравнить Okami фактически не с чем — уже очень давно не было произведения со столь мощным эмоциональным зарядом и сильной режиссурой. Драматургия каждого эпизода вычищена от всего лишнего, каждый кадр несет ровно столько информации, сколько нужно для атмосферы сцены. Здесь практически не к чему придраться по-крупному, а на мелкие недостатки не хочется обращать внимания. О, прекрасный Восток Основанная на традиционном японском искусстве графика напоминает гравюры средневековых художников. Четкие контуры персонажей и предметов словно очерчены тонким пером, а горы, небо и вода выглядят так, будто нарисованы акварелью — вы даже можете разглядеть зернистую поверхность рисовой бумаги на заднем фоне. Природные декорации великолепны и удивительно разнообразны: черные, словно выжженные поля, по-осеннему рыжие березовые рощи, зеленые бамбуковые леса, цветущие деревья сакуры, заснеженные склоны гор. Это, если хотите, идеальный образец эстетики, синтез красоты и поэзии.
Игрок в этом мире выступает в роли творца — живописца, способного взмахом "небесной кисти" изменить окружающий мир. Стоит зажать нужную клавишу, как все вокруг тут же замирает, превращаясь в холст. Хотите вернуть к жизни засохшую сакуру — обведите кистью крону, и оно тут же зацветет нежными бело-розовыми цветами. Хотите сменить время суток — очертите в небе круг, который тут же превратится в солнце. Выводя различные линии, петли, завитки и иероглифы, можно восстанавливать разрушенные мосты, создавать плоты, расчищать себе путь, срубая преграждающие дорогу деревья и разрушая валуны, вызывать порывы ветра и даже дорисовывать созвездия.
Искусство каллиграфии нашло отражение и в боевой системе — в вашем распоряжении как обычное оружие, так и все та же "небесная кисть". Молниеносный удар, следующий за ним "мазок" кистью — и противник (или сразу несколько) разрублен пополам. В качестве альтернативы — эффектные кляксы, дезориентирующие врага на некоторое время. Комбинируя привычное оружие и различные движения волшебной кисточкой, вы создаете индивидуальный боевой стиль.
Почти как у Гайдара
Ваша сила и возможности основаны на вере: чем больше простых смертных поклоняется богине, тем сильнее она становится. Однако заставить людей верить не так-то просто — в большинстве своем они очень недоверчивы, никогда не бывают довольны и всегда хотят большего, постоянно озадачивая Аматерасу своим нытьем. Список их желаний бесконечен — в нем можно найти все, начиная от тривиального поиска той или иной вещи и заканчивая банальной демонстрацией фокусов. Чего только стоит просьба старушки высушить белье (как часто вы просите богов выстирать трусы?), для выполнения которой необходимо сначала нарисовать горизонтальную линию между двумя кольями, чтобы получилась палка, на которую можно повесить шмотки, а затем изобразить в небе солнце.
Подобных задач немало. Вам придется ловить рыбу, искать сокровища, копаясь в земле, воровать редьку с грядки, бегая по огороду от разгневанной хозяйки, кормить голодных зверушек и возрождать к жизни деревья. Наградой за помощь людям станут новые способности, навыки, приемы письма и пресловутые очки, которые можно потратить на повышение характеристик героя.
Игры как искусство
Каким-то непостижимым образом авторам удалось угодить совершенно разным аудиториям: "высоколобым" критикам, которые наверняка занесут Okami в анналы, и широким массам, в очередной раз нашедшим себе кумира. Своим примером Clover Studio подтверждает, что каждый разработчик преследует собственные цели. Одни просто зарабатывают деньги, развлекая публику, другие рассказывают истории, третьи пытаются расшатать систему. И только небольшая японская студия стоит несколько в стороне, ломая стереотипы и наглядно доказывая, что игра может быть настоящим произведением искусства.