Плюсы
неплохие модели поездов, у которых даже крутятся колеса;
наличие легкого "тюнинга" для локомотивов;
подходит для любой аудитории;
возможность стать миллионером в кратчайшие сроки;
покупка составов "в кредит".
Минусы
чрезмерная простота и отсутствие стимула;
повышенная и совершенно неуместная требовательность к ресурсам;
недостаток свежих идей;
ничтожное количество сценариев.
За последние лет десять индустрия игр неоднократно предлагала своим потребителям встать на место владельца такого предприятия. Каждый раз всем желающим выдавали на поруки местечковую контору с одним-единственным вокзалом и небольшой счет в банке. В зависимости от поставленных условий, требовалось заработать денег, скупить на корню всю конкуренцию в кратчайшие сроки или сделать что-либо глобальное (проложить трансконтинентальную магистраль, например). Проводить параллели игр "на тему" с реальной работой диспетчеров и директоров железнодорожных предприятий бессмысленно. В виртуальной вселенной вам в лучшем случае разрешат вручную расставлять семафоры и башни с водой и песком, в худшем — ограничат прокладкой рельс из пункта А в пункт Б. Sid Meier's Railroads! пошла по второму пути.
Игрушечный король
Здесь нет ничего, что заставит вас хоть на секунду задуматься: дороги прокладываются самостоятельно — достаточно протянуть невидимую линию от одной станции к другой, семафоры расставляются автоматически, мосты и тоннели строятся за доли секунды без всякого вмешательства со стороны игрока, а составы избавлены от физического старения. "За рулем" Railroads! вы — не владелец компании, а обладатель детской железной дороги на 12 миллиметров. С характерными домами из хрупкой пластмассы, поролоновыми деревьями и заводными поездами, не требующими ни проводов электропередач, ни депо, ни заправочных точек.
Сид Мейер любит своего зрителя и делает все, чтобы тому было максимально комфортно. Дома и деревья сами расступаются перед невидимыми шпалоукладчиками, локомотивы охотно продаются в кредит, даже если вы уже должны банкирам пару миллионов, а местная биржа понимает лишь две операции — купить акции и продать их же. Конкуренты охотно скупают облигации друг друга, но на ваши даже не смотрят, будто они сделаны из туалетной бумаги и раскрашены свеклой. Прокладка рельс в этом раю стоит сущие копейки, зато доставка товаров вознаграждается каждый раз по расценкам нобелевского комитета. Вы всегда хотели заработать миллион, не прилагая никаких усилий? В таком случае это — ваш шанс.
Сыграем в "железку"?
Если все предыдущие проекты, посвященные нелегкой работе железнодорожников, заставляли хотя бы минимально шевелить мозгами, то в Railroads! на любую мыслительную деятельность наложено жесточайшее табу. Запустить первый поезд каждый сможет уже через минуту, найдя ближайший город и проложив к нему дорогу. Начальных средств хватит на коротенький путь и один дешевый поезд, но и этого вполне достаточно, чтобы заработать себе на хлеб, поскольку пассажиры и почта традиционно приносят наибольший доход. Куда возить их и откуда, разницы никакой — и те, и другие одинаково охотно поедут в Париж, даже если их ждут в Лионе.
С промтоварами проблем не возникает также — яркие иконки по краям экрана услужливо подскажут, в какой стороне ждут пшеницу, а в какой — медикаменты. Любой локомотив здесь можно раскрасить в любимый цвет или заменить прямо на ходу, а во время загрузки — ликвидировать белые пятна в познаниях. Пока на экран выводится содержимое сценария, вам вкратце и с картинками расскажут об известных личностях, имевших отношение к развитию железнодорожных сообщений, среди которых засветился даже последний российский монарх, построивший трассу Петербург-Москва.
Не менее легендарными будут и ваши конкуренты. Так, за процветание французского транспортного хозяйства сражаются Наполеон III, барон Ротшильд и Шарль де Голь. Правда, выдав оппонентам имена исторических персонажей, сотрудники Firaxis забыли вложить им в головы хотя бы щепотку таланта их прообразов. Наличие соперников здесь чревато лишь скоплением вокзалов с эмблемами конкурирующих компаний в столичных городах. Вам никто и никогда не помешает развиваться — акции останутся нетронутыми, а выставленные на аукцион фабрики продадут по номиналу ввиду отсутствия других участников лота. Пока вы в погоне за прогрессом будете менять локомотивы на более новые, противники продолжат эксплуатировать технику семидесятипятилетней давности.
На все это можно было бы закрыть глаза, погрузившись с головой в романтику, если бы не полное отсутствие стимула. Фантазии разработчиков хватило на жалкие семь сценариев, галопом пробегающихся по основным регионам Европы и Северной Америки. Поводов для продолжительной возни с миниатюрными паровозиками здесь минимум — свою дорогу вы строите только ради собственного развлечения. И когда железнодорожной паутиной покроется большая часть континента, вам останется лишь наблюдать за весело снующими составами. Вот только надоест это так же быстро, как действующий макет железной дороги в музее игрушек.
Railroads! — одна из немногих железнодорожных стратегий, отходящих от привычных условностей. В городах здесь живут люди, нервно поглядывающие на дорогу в ожидании поезда, на фермах пасутся коровы, по полям ездят вполне себе настоящие тракторы, а в окнах вагонов можно разглядеть силуэты пассажиров. Гудки паровозов, стук колес на стыках рельс, голоса машинистов на родном языке региона и традиционное кантри на фоне делают свое дело. Но не более. Здешний интерфейс близок к идеалу — чего стоят только иконки-подсказки, указывающие, где требуется тот или иной товар. Разве что жестко заданные клавиши и не самая удачная раскладка могут стать проблемой для тех, кто привык к свободе. Полупрозрачные поезда, автоматически расставляемые семафоры и упрощенная до уровня "купи-продай" экономика оставляют уставший к вечеру мозг в покое. Это — самый дружелюбный симулятор железнодорожной компании. Не чрезмерная простота и не тупые как картон конкуренты, а отсутствие стимула убивает всякий интерес к творению Сида Мейера. Найти смысл для прохождения жалких семи сценариев получится не у всех.