Плюсы
наличие мифологических существ и легендарных персон;
интересные кампании;
большое разнообразие стратегий уничтожения оппонента.
Минусы
примитивная экономическая модель;
искусственный интеллект по-прежнему феноменально туп;
смена направления в сторону примитивной стратегии не каждому придется по вкусу.
В одном временном отрезке на поле брани сошлись Король Артур, Зигфрид1 и Влад Пронзающий (Vlad the Impaler), более известный под псевдонимом Граф Дракула. Воюют они на разных фронтах, у каждого свои цели и задачи. Объединяет их лишь страсть к строительству огромных замков и желание расширить границы владений. Зрителю, наблюдающему за этой междоусобицей, предстоит на время вселиться в одну из вышеперечисленных персоналий и претворить мечты в реальность.
Триумф войны
Несмотря на недовольство поклонников, Stronghold Legends сделала еще один уверенный шаг от замкостроительного симулятора к обычной стратегии. Жить в средневековом мире стало проще: все здания жестко привязаны к производству определенных юнитов, и раздумывать над тем, что строить, а что нет, больше не приходится. Вдобавок из кампании исчезли задания, требующие добиться экономического превосходства над соперником — отныне лавры победителя достаются самым мудрым полководцам, а не чахлым сюзеренам.
Однако смещение акцентов местами пошло на пользу. Если раньше бои в Stronghold напоминали легкое недоразумение, то теперь оборона замка выглядит словно гравюра неизвестного мастера. В стычках появился какой-то шарм, удивительная атмосфера противостояния, смешанная с запахом крови и ароматом смерти. Солдаты — больше не тараканы, снующие туда-сюда по крепостным стенам, а вполне себе живые существа со своими проблемами и страхами. Картина получилась даже чересчур эпической: катапульты непринужденно сносят стены оккупированных замков, а артиллерийские "коробки-сюрпризы" виртуозно рвут в клочья вражеских бойцов. При этом деревянные орудия традиционно неповоротливы, едва поспевают к месту сражения и не несут никакой ценности в отсутствии пехоты.
Главными действующими лицами армии по-прежнему остаются лучники и копейщики, которые штампуются с невероятной скоростью и стоят сущие копейки. Зато мифические существа влетают в копеечку и при этом совершенно не оправдывают свое существование: по силе гномы, титаны и даже драконы практически равны обычным людям, а стоят как новый "Мерседес". Что называется, за красоту надо платить.
Судьбы полководцев
Правда, без сильного лидера вся эта разношерстная братва все равно ничего не сможет сделать. Здесь-то и пригодится мифологическая троица, предлагающая свои услуги в качестве полководца. Каждый предводитель наделен умением вызывать различных существ: Артур специализируется на рыцарях, Зигфрид дружит с валькириями, а Влад предпочитает оборотней. Ланселот, вскользь упоминающийся в "Легендах", больше похож на Ахиллеса — крушит стены замка не хуже танка, а старикашка Мерлин лупит по копошащейся солдатне молниями. Историю каждого военачальника можно "прочесть" с самого начала, а самой сложной из них будет кампания за пресловутого Дракулу. Видимо, освобождение Карпат с помощью армии вампиров представляется авторам наиболее серьезным мероприятием.
Но никакая сложность не спасает Stronghold от основной проблемы — отсутствия оригинальности. Если раньше, несмотря ни на какие дефекты, FireFly Studios традиционно срывала бурю оваций за свой первый и единственный симулятор строительства средневекового замка, то теперь похвастаться нечем. Сами крепости никуда не делись, но их возведение и содержание отошло на второй план. Словно знакомый спектакль, сменивший режиссера, Stronghold растеряла весь шарм: декорации те же, а содержание оказалось потерянным навсегда.
Stronghold щеголяет красивыми пейзажами и великолепно нарисованными замками. Но на бойцов и полководцев художники времени почему-то не нашли. Лязг металла, крики драконов, вопли лучников и приказы полководцев сливаются в удивительную какофонию звуков, приправленную спокойной музыкой. Интерфейс, отточенный за годы экспериментов, может похвастаться удивительной функциональностью и практически безупречной внешностью. Всплывающие то тут, то там подсказки здорово облегчат жизнь начинающих стратегов. Упрощенная донельзя экономика только поначалу вызывает положительные эмоции. Совсем скоро строительство однотипных зданий приедается, и хочется побыстрее вернуться в бой. У Firefly Studios получился странный симбиоз из остатков замкостроительного симулятора, идиотской экономической модели и плохо продуманной боевой системы. Самое удивительное, что играть от этого становится не менее интересно. Может, подсыпали чего?