Плюсы:
интересный сюжет, который придется по вкусу любителям комиксов;
отличная озвучка;
"обаятельная" графика;
большое разнообразие реплик второстепенных персонажей.
Минусы:
отвратительное управление передвижениями персонажа;
слишком простые задачи и чрезмерное количество подсказок со стороны героя.
После увлекательного мультфильма, повествующего о резких изменениях в жизни простого торгового агента, сценарий отправляет зрителя в тюрьму с головной болью и полной амнезией относительно вчерашних событий впридачу. Для первого знакомства с незадачливым персонажем новеллы трудно выбрать более спокойную обстановку. Особенно учитывая, что на свободе его разыскивает самая настоящая мафия.
Не потерять бы управление
Даже в таком простом и понятном куске пространства, как тюремная камера, Джон Неудачник умудряется запутаться. Побегайте по комнатке, насколько позволяют стены, потренируйте своего подопечного и потренируйтесь сами — привыкать к ужасному управлению лучше начинать сейчас, поскольку в будущем на это не окажется времени. Уже во второй сцене придется передвигаться трусцой, а бег по улицам под пулеметными очередями — серьезное испытание. Ногами плохо владеет не только герой, но и оператор, снимающий его: камера запросто может "забыть" приблизиться, когда герой свернет за угол, и вы уткнетесь носом в стену.
Основной жертвой такой эргономики становятся задания: найти ответы несложно, а вот претворить их в жизнь… Жестокой издевкой выглядят при этом советы Джона — если промучаться с какой-то деталью слишком долго, он начинает выдавать предположения, куда ее приспособить. Крайне неприятно чувствовать себя трехмесячным ребенком, когда уже все понимаешь, но ни сказать, ни сделать ничего не можешь. Однако здесь все не так, как у всех: на расшифровку восьмизначного кода к сейфу уходит меньше времени, чем на попытки дойти к нему по извилистой тропинке между диваном и шкафом. Некоторые сочтут это оригинальным.
Пенопластовый мир
В мире Джона вообще все иначе. Щуплый герой одним неаккуратными движением бедра заставляет ящики размером метр на метр отлетать в сторону и случайными пинками ногой сдвигает кирпичи. В целях экономии декорации к игре, как в советских театрах, делали из пенопласта, картона, папье-маше и подручного мусора. На сам процесс это никак не влияет, но порой вызывает легкие приступы раздражения.
Впрочем, любителям "неторопливых квестов" подобные неувязки впечатление не испортят. Придется только смириться с тем, что неправильно решенные задачи на некоторых уровнях не только блокируют движение вперед, но и отбросывают к предыдущим страницам. Рано или поздно многократное прохождение одних и тех же этапов серьезно уменьшает энтузиазм. А поскольку в большинстве случаев провал связан с плохой реакцией Джона на действия "кукольника", расположившегося по ту сторону экрана, желание помогать этому неуклюжему оболтусу может пропасть очень быстро.
Вот так, хромая на обе ноги и стуча пенопластовыми ботинками по мостовой, сценарий планомерно продвигается к уничтожению бандитов и восстановлению справедливости. После эпизода в тюрьме Джон мысленно возвращается на день назад, чтобы снова попытаться убежать от врагов. Разумеется, у него это не выйдет, поскольку на самом деле он уже посажен за решетку, но кое-какие детали станут ясны. Лишь после он снова окажется в тюрьме, из которой ему еще предстоит устроить побег через канализацию. А после — сделать себе поддельный паспорт и найти шамана для последующей транспортировки в загробный мир.
В жизни Джона определенно не хватает динамики. Он слишком неповоротлив, медлителен и неловок, чтобы взбодрить скучающую публику. Зато как приятно наблюдать, как после получасовых мучений он наконец-то умудряется заставить работать самогонный аппарат, и чувствовать умиротворенность, которую приносят пройденные наконец-то уровни! Хотя для многих это будет малоутешительной наградой за все мучения, и в большинстве случаев "сорванный куш" станет еще одной ненужной вещью на полке.
Хорошо подобран антураж, проработаны характерные детали, и, хотя некоторые персонажи выглядят слегка угловатыми, в целом впечатление складывается приятное. Каждой локации присуща своя уникальная музыка, причем степень ее "веселости" прямо пропорциональна грозящей опасности. Саундтрек — наиболее сильное проявление чувства юмора создателей. Дергающаяся камера, которой невозможно управлять, заторможенная реакция главного героя на команды с клавиатуры и слишком резвая — на мышь превращают прохождение любого задания в пытку. Если что-то и способно на корню испортить впечатление от "Куша", то это именно управление. Из-за неудобного управления все сражения превращаются в настоящее испытание, а управление машинами требует ангельского терпения. Без солидного запаса внутреннего спокойствия за это творение чешских разработчиков лучше не садиться. Слишком медленно, чтобы вызвать приток адреналина, и слишком просто, чтобы заставить мозг работать. Однако загадки не везде разрешаются очевидным способом, а кое-где приходится активно передвигать ногами. Вкрапления таких "острых" моментов и не дают заснуть окончательно.