Плюсы
репутация, наделяющая героя ответственностью за свои поступки;
невероятно красивые пейзажи;
богатая ролевая система;
полная свобода действий;
"бесшовный" мир, выглядящий как единое целое.
Минусы
неадекватный искусственный интеллект, вылечить который пока не могут даже патчи;
дикое количество ошибок;
скучные и однообразные задания;
непозволительно высокая требовательность к ресурсам.
Третью часть немцы собирались превратить во что-то совсем уж грандиозное. Огромный мир, который по сравнению предыдущей серией вырос в 3 раза, и система репутации гарантировали поклонникам жанра массу положительных эмоций. В итоге получился этакий мирок "для своих", в котором новичок теряет если не все, то очень многое. Для него Диего, Мильтон, Горн, Леспер, высадившиеся вместе с главным героем на охваченный кровопролитной войной материк, — просто союзники, помогающие выдержать первую драку и после разбредающиеся по своим делам. Для остальных они — живые и почти родные люди, потеряв контакт c которыми, старожилы будут искать знакомые черты в каждом встречном.
Знакомые все лица
Авторы упорно строят сюжет вокруг старых знакомых, главным из которых является некромант Ксардас, спасший жизнь главного героя где-то на границе между первой и второй сериями. Все это работает именно так, как и планировалось — создается потрясающий эффект присутствия, заставляющий искренне сопереживать персонажам и происходящим вокруг событиям. Вживаясь в образ, игрок словно надевает розовые очки и все нехитрые сюжетные перипетии воспринимает чуть ли не как эпическое полотно.
Масштабности Gothic 3 добавляет и уровень свободы, за прошедшее время выросший на порядок. Несколько десятков городов и поселений, охотничьих сторожек и фермерских хозяйств, а также несметное количество второстепенных персонажей с легкостью организуют ваш досуг на ближайшие пару недель. Проблема лишь в том, что излишним разнообразием этот досуг не отличается. В то время как сценаристы Oblivion становятся на голову, чтобы придумать задание пооригинальнее, немцы демонстрируют удивительную старомодность. Они заставляют зрителя в сотый раз собирать десятки трав и шкур, уничтожать стаи диких животных и выполнять тысячи типовых миссий из пособия "Как сделать ролевую игру и круто сэкономить".
По-настоящему свежими можно назвать только локальные революции в поселениях, заключающиеся в освобождении их населения от ига орков или, наоборот, зачистке деревни от повстанцев, сопротивляющихся зеленокожей угрозе. Заданий, построенных на разговорных навыках, умении обольщать или убеждать, практически нет. От тотальной скуки спасает лишь то, что почти все поручения идеально укладываются в логику окружающего мира, а многие из них заставляют делать непростой выбор из двух зол.
"Правильный" Фигаро
Количество различных группировок увеличилось в разы, и в каждой из них мы имеем собственный рейтинг, открывающий доступ к новым персонажам, заданиям и уникальным товарам. Постоянно работать по принципу "Фигаро там, Фигаро тут" не получится. Забывшись и доведя ситуацию до крайности, можно дойти до того, что все члены той или иной фракции начнут бросаться в бой, едва заметив героя. Сказывается тысяча и одна условность, превращающие бывших союзников во врагов. Правда, случается это уж слишком быстро: на героя, только что очистившего Венгард от орочьих отрядов, тут же начинают нападать их еще недавно мирные сородичи, расположившиеся за городскими стенами. Откуда они узнают о случившемся — не понятно.
В то же самое время можно взять в спутники наемника, работающего на все тех же орков и выполнять вместе с ним задания повстанцев. Никто при этом не попрекнет столь неприятным для обеих фракций знакомством, а факт совместного истребления ближайших родственников напарника никак не скажется на его душевном спокойствии. К счастью, эти мелочи не критичны, и репутация справляется с поставленной перед ней задачей по выстраиванию максимально чувствительной обратной связи между игроком и окружающим миром.
Что же до ролевой системы, то она хоть и разрослась, словно строительная пена, осталась при этом предельно практичной. Появилась возможность изучить искусство владения щитом или использования двух клинков одновременно; добавились уникальные навыки, позволяющие наносить дополнительные повреждения диким животным или оркам; значительно расширилась линейка воровских приемов. Гораздо интереснее стала и боевая система, получившая новые спецудары и возможность сбивать противника с ног. Но она, как и искусственный интеллект, пала жертвой спешки.
Заплатка величиной с жизнь
Gothic 3 доделывалась впопыхах, и до ума ее довести не успели. Через некоторое время после релиза авторы опубликовали официальное письмо, в котором покаялись перед фанатами за безобразную оптимизацию графического движка, всевозможные ошибки и примитивное поведение персонажей, ставящее крест на боевой системе в целом. Вышедшие на сегодняшний день "заплатки" не решают всех проблем, и пройдет еще немало времени, прежде чем игра обретет достойный вид.
До тех пор придется иметь дело с чрезвычайно амбициозным и громоздким проектом, который, несмотря на всю сырость, остается увлекательной игрой. Система репутации и полная свобода действий превращают слова о "нелинейном сюжете" из громкого заявления в свершившийся факт. И в этом, пожалуй, главное достижение третьей "Готики", пропастью отделяющее ее от предыдущих частей и большинства конкурентов.
Сочная растительность, обилие спецэффектов и буйство красок, сотрясающих экран во время заклинаний, соседствуют с безобразной оптимизацией и отсутствием лицевой анимации у большинства персонажей. Сочетание — хуже не придумаешь. Практически безупречная работа звукорежиссера не вызывает ни одной негативной эмоции. Заглавная же композиция сделана в лучших традициях творчества Джереми Соула (Jeremy Soule), подарившего свою музыку Morrowind и Oblivion. Создатели окончательно ушли от извращенных экспериментов и позволили игрокам настраивать все на собственное усмотрение. Разве что в бою, в суматохе плохо контролируемой драки можно зарубить пару друзей. Все остальное — мелочи из разряда "хорошо бы, если бы оно было". Привычная схема осталась неизменной: получаем очередную сюжетную наводку и отправляемся вырезать зверье в округе, собирать траву, жарить мясо и выполнять задания различных группировок. Вот только теперь это приходится делать с оглядкой на всевидящее око фракций. Gothic 3 имела все шансы стать огромным колоссом на глиняных ногах, способным погрести под собой не только самих разработчиков, но и их безупречную репутацию. И хотя она устояла, демонстрируя завидные продажи и лишая тысячи людей сна, ее будущее зависит от скорости выпуска спасительных "заплаток".