Плюсы
полторы новых расы;
можно одновременно делать ходы на начальных стадиях во время многопользовательской игры;
пониженная требовательность к ресурсам;
неприлично увлекательный сценарий.
Минусы
примитивный генератор случайных карт;
по-прежнему не самый удобный интерфейс.
В историю королевы Изабель, будущей матери антихриста, они попали по воле случая. Сценаристы уготовили коротышкам роль этакой собачонки, которую пнула компания проходивших мимо подростков. Лазло, напарник и правая рука Ее Величества, сопровождает дочь дяди Годрика в кровопролитном походе, цель которого — прижать всех к ногтю Святой Изабель. Всю дорогу несчастный умоляет Фрейду дать волю его кулакам, но постоянно получает от нее отказы и, в конце концов не выдержав, срывает накопившуюся злость на подвернувшемся под руку селении северных жителей. Те в ответ очень сильно огорчаются, ссорятся друг с дружкой и вступают в войну с Империей.
Предприимчивый народ
Здешние дварфы слеплены по классическим лекалам: мелкие, рыжеволосые, с дурацкими бородками, завязанными в косички и ужасно воинственные. Они говорят низким голосом, носят имена Толгар, Вульфстан и Хрофф, ездят на медведях и мамонтах, прячут своих женщин под кроватями, живут в шахтах, там же работают и размножаются. Одним словом, обладают всеми признаками, к которым привыкло общество за полвека существования "Властелина Колец".
От своих соотечественников, населяющих мир Ашана, помимо невысокого роста они отличаются наличием двух башен с магией, повышенной толстокожестью и завышенным параметром "Initiative" (инициатива). Их основная специализация — руны, временно повышающие характеристики войск за некоторое количество ресурсов. Пожертвовал полено-другое — стал быстрее ходить, расстался с щепоткой серы — снял с себя все проклятья, и все в том же духе. Пока остальные соображают, кто будет ходить первым, карлики грызут бревна и наваливаются на врага всей оравой.
Насколько сбалансирована новая раса, пока говорить рано, но с точки зрения стороннего человека, определяющего выбор стороны по принципу "нравится — не нравится", жаловаться особо не на что. У карапузов есть своя конница в лице медвежьих всадников, стрелки и пехота различных размеров, а на вершине эволюционной лестницы стоят огненные драконы, больше похожие на вконец обленившегося годзиллу. Просочившаяся вместе с ними в аддон "полураса" повстанцев и вовсе не что иное, как "люди наоборот": у них нет собственного замка, встретить их можно лишь в чистом поле, а войска отличаются от своих прототипов названиями и слегка измененными характеристиками.
Среди трех кампаний за владык Севера — всего одна; две оставшихся — за Империю и темных эльфов, продолжающих плести свою паутину. В миссиях практически нет стандартных заданий вида "убей их всех", и каждый раз сценаристы предлагают что-то новое, меняя задачи по мере их выполнения и подсовывая очередной кусок сюжета в качестве награды. Повсюду разбросаны новые артефакты и здания, охраняемые незнакомым зверьем, "актеры" в роликах наконец-то научились открывать рот во время беседы, а слегка оптимизированный движок стал более дружественным к владельцам позавчерашней техники. Но все это — мелочи, обозначаемые в пресс-релизах заманчивым "и многое, многое другое".
Под флагом революции
Помимо новой расы, из всего списка нововведений внимания заслуживают лишь караваны, доставляющие войска из соседних селений, да генератор случайных карт. Первые изрядно облегчают существование, избавляя от необходимости скакать по нескольким замкам, собирая армию — все то же самое теперь можно сделать, не выходя из дома, за пару-тройку дней. Когда у каждой из сторон появляется нескольких точек, откуда можно вызвать подкрепление, в начале недели к замкам начинают стекаться десятки караванов, превращая карту в копошащийся муравейник. Что же до генератора уровней, то ждать от него шедевров бессмысленно — в лучшем случае получите скучный пейзажик, состоящий из однотипных кусков ландшафта, который придется доводить до ума самому. Он — единственное, что может испортить впчатление, да и то только тем, кому захочется экспериментов.
Если качество последующих дополнений сохранится на том же уровне, через пару лет Ашану грозит перенаселение. В конфликт вовлекут всех, включая безобидных лепреконов, который год танцующих на грядке с мухоморами. Вариант с превращением демографической единицы в ее антипод с минимальными изменениями во внешности и характеристиках войск развязывает руки дизайнерам: когда закончится фантазия, можно будет пройтись по каждому из замков, перекрасив их в красный цвет повстанческого движения. Главное — не запутаться в родственных связях и интригах, которых здесь уже выше головы.
Кроме легкой оптимизации, результатом которой стала повышенная дружелюбность к слабым компьютерам, за прошедшие полгода ничего не изменилось. Разве что герои саги перестали страдать чревовещанием и научились открывать рот во время разговора. Композитор, сочинявший саундтрек, продолжает активно отступать от традиций серии. Его девиз "классике — бой" перекочевал и во "Владык Севера". Череда "заплаток" постепенно избавила игру от недоделанных описаний и отсутствия привычной "куклы" в инвентаре — с этой же пачкой изменений в жизнь вошли и "Владыки". Однако до сих пор не понятно, почему создатели не хотят дать игрокам возможность самостоятельно назначать клавиши управления. Новая раса добавляет остроты, а заодно и поводов для дискуссий. Через какой-нибудь месяц на форумах появятся десятки защитников и противников рыжебородых коротышек. Пока же не понятно, что, кроме караванов, вносит хоть сколько-то значительные коррективы в тактику. Для людей посторонних Hammers of Fate — обычная добавка из разряда "тех же щей". Дополнительный замок, наличие караванов и пучок мелких изменений размером с горошину вряд ли вызовут у них приступ восторга. Тем же, кто следит за событиями во вселенной Might & Magic, вышеуказанных отличий более чем достаточно, чтобы ни разу не пожалеть о потраченных деньгах и времени.