Плюсы
огромное количество характеристик у персонажа;
некоторая нелинейность прохождения;
много заданий и диалогов;
стопроцентная близость к народу.
Минусы
изрядно поднадоевший военно-тюремный юмор;
в некоторых текстах сценарист явно перегнул палку;
низкая интерактивность окружающего мира;
скучные бои;
отсталая графика.
Нести казематную поэзию в массы взялся бывший оперуполномоченный Дмитрий Пучков, известный больше под псевдонимом Гоблин — человек не столько талантливый, сколько смекалистый. Собственно, у вышеозначенного творца есть две всего любимые темы: поход Феди Сумкина и уголовщина, на которой построено большинство шуток. Сумкина вместе с товарищами забрал другой проект — "Братва и Кольцо", и "Санитарам" пришлось довольствоваться оставшейся франшизой. Подали "народную" тему соответствующим образом — прямо, без изысков, максимально доступно, чтобы было знакомо и понятно каждому. Даже вместо вступительного ролика сунули короткий монолог, в котором г-н Пучков "категорически приветствует" зрителя и разжевывает, что такое ролевая игра.
Кал — в массы
Чтобы долго не возиться со сценарием, за его основу взяли одноименную книгу, рассказывающую историю спецподразделения "Мертвая Голова", от которой здесь осталось немного. Действие в "Санитарах" происходит на планете Матросская Тишина, служащей тюрьмой для пожизненного заключения, куда членов разведгруппы "Упырь" отправляют под видом уголовников, чтобы раскрыть глобальный план побега заключенных. Роль примы в этом спектакле выпадает человеку с дворянским именем Кабан. Он оказывается единственным, кто остается в сознании после падения капсулы на землю и тут же сталкивается с местным населением — кучкой придурковатых негров и своими будущими соседями по зоне.
Дальнейшая история в красках живописует бытие Кабана в застенках и за их пределами, на всей территории планеты-тюрьмы. Порой старшего оперуполномоченного, писавшего эту душещипательную новеллу, заносит, и он спускается до откровенного непотребства. "Вы суете голову в деревянное очко, в котором плавают горы дерьма и трудолюбиво гудят жирные сортирные мухи; еле сдерживая рвоту, вы начинаете копать", — вещает г-н Пучков, стараясь как можно красочнее описать содержимое туалета, в котором нужно вычерпать патроны поварешкой. Не каждому подобные откровения придутся по вкусу, но, судя по продажам продукции под маркой "Полный Пэ", любителей жопно-сортирного юмора не мало.
Свободный узник
К счастью, у "Санитаров" помимо скабрезных шуток есть кое-что другое. И если никак не получается это разглядеть, замените мысленно зону на средневековый лес, зэков — на эльфов, орков и прочую мифологическую живность, пистолеты — на копья, и получите привычный антураж, знакомый по сотням аналогичных проектов. Шатающиеся по территории заключенные охотно общаются с Кабаном, практически все диалоги позволяют выбрать между "послать подальше" и "молча согласиться" в различных вариациях и оттенках, а сам герой имеет целое "полотенце" талантов, позволяющих сделать из него кого угодно.
Периодически названия некоторых умений псевдо-уголовника вводят в ступор — не сразу получается сообразить, что за названием "Лучший друг" скрывается не карманная собачонка — ужасно трусливая, но чертовски злая, а повышение навыка обращения с дробовиками. Выводят из этого состояния многочисленные подсказки, подробно расписывающие, для чего нужна та или иная кнопка и что скрывается за загадочным умением "Мясник". Быстро освоиться в незнакомом мире помогает и карта, на которой маркерами обозначены искомые персонажи и места, сопровождающиеся пояснительным текстом. Заблудиться не получится ни на самой зоне, ни за ее пределами, но и гулять по территории не захочется тоже, а зря.
Ведь жизнь на Матросской Тишине обладает всеми отличительными признаками прототипа. За неосторожное движение и хамство тут запросто переломают конечности и отправят в топку. Казармы полны предателей и "крыс", норовящих запутать новичка и сдать его властям за пару сигарет. А в сундуках можно найти массу полезных вещей, включая горячительные напитки местного производства. Все эти мелочи добавляют атмосферы и делают прогулку не такой уж бесполезной.
Однако до самого финала шататься с умиротворенной миной на лице все равно не получится — рано или поздно Кабан столкнется с насилием со стороны своих же сокамерников. И здесь уже без зевков не обойтись: монотонное пинание друг друга до полного одурения противника назвать боевой системой не поворачивается язык. Окружив имперского диверсанта, зэки лениво машут палками, а их оппонент в ответ грызет морковку и отстреливается из гвоздомета. От скуки не спасает даже огромное количество оружия и острых метательных предметов — столкновений хочется избегать, лишь бы не портить себе впечатление.
Лес за деревьями
Постепенно продвигаясь к цели, Кабан воссоединяет диверсионный отряд, добавляя в скучные бои частичку тактики. Драки не станут от этого зрелищнее, зэки не начнут пользоваться магией и эффектно взрываться перед смертью, да и не в этом суть. "Санитары подземелий" гораздо больше похожи на игры старой школы, когда устроить кровавую баню на экране, которая бы не напоминала взрыв пакетика с конфетти, не позволяли технические возможности. Гораздо чаще здесь приходится думать, что сказать в ответ, нежели жать на курок, и это тот самый момент, который вытаскивает игру из категории "для фанатов".
По сути, люди, столкнувшиеся с творчеством Гоблина, делятся на две категории: тех, кто от его шуток падает под стул, и тех, кто от них же ныряет головой в унитаз. Первые по умолчанию являются потенциальными покупателями его продукции; вторые — их полными антиподами. Однако в случае с "Санитарами" есть еще и третья группа — те, кто сможет абстрагироваться от опостылевшей тюремной тематики и закрыть глаза на порой слишком гибкую цензуру. Они получат от похождений Кабана максимум удовольствия, не пропитанного предвзятым отношением. Благо за пошлыми остротами скрывается весьма приличная солянка из наиболее заметных "ролевых" идей последних десяти лет.
Бедные модели персонажей, "топорная" анимация, отсутствие мимики и примитивные пейзажи — типичные признаки народной игры. "Санитары подземелий" согласятся жить даже на офисных компьютерах, и это, видимо, было ключевым условием, которое поставило перед дизайнерами руководство. Зона шумит на все лады: кто-то скрипит дверьми, кто-то писает за углом, мимо шаркают слоняющиеся без дела зэки, а где-то в конце "улицы" слышны звуки драки. Обволакивающий все это творчество саундртек в подавляющем большинстве случаев смотрится случайным гостем. Стать ближе к народу стремился и человек, отвечавший за эргономику: никакой излишней возни с интерфейсом здесь нет и в помине. Карта охотно демонстрирует все ключевые точки и персонажей, на каждое действие есть своя кнопка, а на каждой кнопке — подсказка. Запутаться невозможно при всем желании. В отрыве от шуток про дерьмо и тупизну "Санитары" смотрятся куда жизнерадостней большинства "серьезных ролевиков" отечественного производства. Здесь всегда есть, чем заняться, с кем поговорить и куда пойти. Почти все задания имеют несколько решений, а щедро раздаваемые очки опыта и постоянно набитый до отказа инвентарь не дадут заскучать любителям повозиться со своим альтер эго. Диалоги и юмор, рассчитанные в основном на поклонников творчества ст. о/у, вызывают массу впечатлений — от приятного удивления до откровенной тошноты. Для адекватного восприятия игры придется закрыть глаза на все моральные устои. Наградой за это станет вполне приличное "ролевое" содержание, разглядеть которое за огромным количеством спорных моментов смогут далеко не все.