Плюсы
обширная география стран-участников;
сильная экономическая модель;
захватывающая кампания;
соответствие историческим реалиям;
потрясающая режиссерская работа: каждый кадр — шедевр.
Минусы
отсутствие вариантов развития государства;
минимальное количество нововведений;
мизерные отличия между характеристиками бойцов разных народов.
Законы рынка не чужды и разработчикам игр: после выхода первых проектов ныне под торговой маркой Total War только ленивый не попытался повторить успех ее создателей. Но превзойти The Creative Assembly еще никому не удалось — получилось лишь приблизиться к эталону ровно настолько, насколько позволял профессионализм. Привыкнув к тепличным условиям, создатели сериала медленно скатились в самокопирование: менялись эпохи, увеличивались бюджеты, но ничего кардинально нового не появлялось.
Война и мир
Medieval II ведет свое повествование с начала XI века — времени крестовых походов и борьбы папства за чистоту веры. Семнадцать стран вступают в борьбу за мировое господство, и у каждой из них кроме внешнеполитических проблем есть внутренние. Русские цари никак не могут совладать с огромной территорией, ацтеки вот-вот будут стерты с лица земли, а Италия соображает, что же ей делать с кучей лоскутков городов-государств, мечтающих об объединении. Начинать в таких условиях строительство процветающей страны — задача не из простых, но за 450 лет, отпущенных на это сценаристами, управиться можно.
Последовательность действий и схема развития давно знакомы: на глобальной карте закладываем в центре государства города, которые займутся обеспечением экономической и политической стабильности, а на границах с соседями размещаем крепости, охраняющие территориальную целостность страны. Когда с созданием инфраструктуры будет покончено, можно подумать и об армии, благо много времени эти думы, в отличие от экономики, не отнимут.
Здешние вояки прекрасно чувствуют себя и без пристального контроля полководца — достаточно указать цели, а все остальное они сделают сами. Главное — вовремя штамповать подкрепления и посылать на поле брани. Ради приличия можно снабдить армию качественным оружием — смертность снизится незначительно, зато сакраментальное "я сделал все, что мог" зазвучит вполне убедительно. Зацикливаться на бесконечно появляющихся схемах, отображающих эффективность использования того или иного вида лука, бессмысленно — это только в теории за ними скрывается глубокий смысл, а на практике для человека "с улицы" отличия минимальны. Зато можно занять кузнецов делом, что приведет к экономическому буму и росту городов.
Но если враг все-таки доползет до крепостных стен, то на борьбу с ним в большинстве случаев хватит и народного ополчения — все равно помешать противнику проникнуть внутрь невозможно. С другой стороны, это и к лучшему — во время осад появляется хоть какой-то стимул к выработке адреналина. Чего не скажешь о стычках на открытой местности, с невыносимым постоянством заканчивающихся оглушительной победой "наших" в случае минимального численного перевеса.
В этом плане сериал продолжает придерживаться заложенных ранее традиций. Тем, кому лень принимать участие в каждом бое лично и возиться с формациями, могут ограничиться "автовойной". Остальные найдут здесь все тот же богатый набор тактических возможностей, используя который можно зачастую выиграть сражение меньшим количеством солдат и зубодробительной техники. Столь дружественная к потребителю схема расширяет границы потенциальной аудитории далеко за рамки приличия. А заодно позволяет трезво оценить свой запас свободного времени и выбрать между "попроще, да побыстрее" и "посложнее, но побогаче".
Кровавая вера
Помимо бесконечных войн в неторопливое покорение настырных соседей вносит разнообразие и папство, играющее историческую роль взбесившегося осла-тугодума. Если неукоснительно следовать предписаниям Наместника Бога, то можно здорово упростить себе жизнь: в случае возникновения каких-либо проблем церковь всегда поможет. Да и в лице народа прослыть помазанником Христа неплохо — о переворотах и военных восстаниях на ближайшие сто лет можно смело забыть. Знай себе — выполняй указания и не задумывайся об их целесообразности.
Сложнее приходится мусульманским странам, хотя и здесь консолидация сил союзников для объявления джихада — совершенно рядовое событие. Правда, слишком увлекаться дипломатическими играми не стоит, поскольку, обернув против себя штыки соседей, можно очень быстро увязнуть в трясине войны. И тогда уже единственным выходом из положения станет женитьба на дочери самого сильного противника, какой бы уродиной она не была, — и отношения с враждебно настроенными странами поправятся, и экономические дыры затянутся.
Вторая часть средневековой эпопеи — зрелище удивительной красоты и невероятного масштаба. Здесь в буквальном смысле чувствуешь себя полководцем, несущимся на верном скакуне в сторону неприятеля: за спиной слышится рев разъяренных солдат, готовых отдать жизнь за процветание страны, а впереди — стройные ряды вражеских войск. Жаль только, что создатели в который раз не внесли в свое произведение практически никаких изменений по сравнению с предыдущими работами, побоявшись испортить мозаику, мастерски выложенную несколько лет назад. И, похоже, крутиться эта заезженная пластинка будет еще очень долго.
Полотно Medieval II: Total War соткано настолько искусно, что небольшие художественные огрехи сразу и не заметишь. Здешние пейзажи под стать любому вычурному королевскому саду, а величественность архитектуры превращает природу из грязного самородка в ограненный алмаз. Лязг оружия, вопли умирающих и ржание конницы не выходят за рамки приличия. Зато музыка производит неизгладимое впечатление: композитор позаимствовал ярость и напор у Бетховена, смешал их с меланхоличностью Баха и добавил несколько капель обволакивающей теплоты, свойственной творчеству Шуберта. Для тех, кто понимает, это — настоящий шедевр. Громоздкий интерфейс, как и прежде, лучше любого соперника мешает достижению поставленных целей: от такого безумного количества "горячих" клавиш мозг быстро начинает плавиться. Без шпаргалки, предусмотрительно записанной на бумаге, не обойтись. Если вы хоть раз сталкивались с играми, носящими в названии приставку "Total War", то почувствуете себя здесь, как рыба в воде. Все та же глобальная карта, все те же монументальные сражения — найти что-то принципиально новое получится только с лупой. Для остальных это — отличный повод начать знакомство с серией, лучше и не придумаешь. Основная проблема игры — в ее вторичности. Некогда оригинальные наработки вызывают сегодня откровенную скуку, хотя по-прежнему мир, созданный британскими умельцами, отточен до мелочей. И если у вас однажды возникнет проблема выбора между Rome и Medieval II — ориентируйтесь исключительно на собственные историко-географические предпочтения или интуицию.