Плюсы
огромный мир с большим количеством возможностей развития;
отсутствие разделения на "плохо" и "хорошо";
глубокий, продуманный сюжет с непредсказуемой развязкой.
Минусы
саундтрек и звуки практически полностью взяты из предыдущей части;
искусственный интеллект союзников иногда поражает своей тупизной;
из-за скверного характера можно остаться в финальной битве один на один с противником.
Neverwinter Nights 2 — в первую очередь интерактивный роман, не имеющий ярко выраженной полярности, и только потом игра. Линию, разделяющую добро и зло, авторы предлагают провести самим зрителям — от их решений зависит дальнейшее развитие сюжета и путь, которым пойдет герой. Совершенно обычная завязка "настало время финальной битвы, собери артефакт и станешь владыкой мира" на поверку оказывается весьма уместной для данного случая. Да и сюрпризов по ходу истории создатели припасли немало — никогда до конца не знаешь, к чему приведет случайно брошенная фраза.
Команда отчаянных
Двенадцать классов — от привычных воинов и магов до еще не столь типичных варлоков, и множество вариантов генерации внешности позволяют создать личность, которая и станет ключевой фигурой новеллы. При этом она будет максимально похожа на своего "хозяина" как внешне, так и внутренне, добавляя атмосферы и заставляя жить по правилам вселенной. Любое неверно сказанное слово здесь может привести к большим проблемам в будущем. Поэтому приходится вести себя максимально дипломатично: подбирать ключики к сердцам союзников и контролировать поступки и слова.
Путешествие проходит в компании, состоящей из разношерстных персонажей, у каждого из которых есть свои секреты и цели. Грабительница Нишка мечтает о лаврах великой воровки, а коротышка Келгар только и думает, что о драках — к мирному урегулированию возникающих конфликтов склонить его крайне сложно. Угодить всем не получается: в любом случае кто-то будет относиться к вам лучше, кто-то хуже, но целенаправленно доводить до белого каления напарников не стоит — в финальной битве они могут попросту сбежать с поля брани.
Чтобы избежать психологических проблем, следует максимально осторожно отнестись к выбору напарников и учесть, что старый гном плохо уживается с миролюбивой Элейн, которая, в свою очередь, на дух не переносит насилие. Их бесконечные споры могут достать даже самого уравновешенного человека, а поскольку успокаивать взбалмошных союзников приходится главному герою, то и он получит свою порцию "комплиментов". Впрочем, мириться с капризами товарищей вовсе не обязательно — теперь отсутствие в команде мощного мага или целительницы не сделает прохождение сплошной борьбой за выживание. Гораздо лучше наладить хорошие производственные отношения с теми, кто легко и непринужденно уживается друг с другом.
Тернистый путь
Пробежать игру от начала до конца можно за пару дней, но чтобы "прочитать" ее, придется потратить куда больше времени. Кроме обязательных заданий, без которых локомотив сюжета не переберется на следующую станцию, существует куча дополнительных. Едва ли не каждый встреченный на пути человек просит выполнить для него небольшое поручение за определенную плату, и соглашаться или нет — дело каждого. Но только после того, как поможешь не одному десятку жителей, станет понятно, что же все-таки происходит вокруг. Да и чтобы сдружиться с напарниками, нельзя пренебрегать их интересами: если кому-то нравится воровство, значит имеет смысл поискать плохо лежащие вещи и излишне оттопыренные карманы.
Однако главной особенностью второй части являются не километры диалогов и не обилие второстепенных заданий, а возможность управлять небольшим замком-поселением. Здесь все — как в обычной стратегии: строительство зданий, привлечение купцов и фермеров, организация торговли и досуга. В городке есть мастерские, которые с удовольствием помогут с экипировкой, и агрономы, регулярно подкидывающие провизии и сырья для производства тканей. Когда же крепость наконец будет отстроена полностью, а ее население удовлетворится своим правителем, появится осознание того, насколько широки просторы этой вселенной и сколько еще возможностей осталось "за кадром".
Но даже если докопаться до каждой из них, Neverwinter Nights 2 все равно останется хороша настолько, насколько у издателя хватило денег. Слухи о проблемах с финансированием проекта оказались правдой: то тут, то там вылезают небольшие помарки, которых могло бы и не быть. Во время разработки экономили на всем — музыке, озвучке, графике… Но, несмотря на все неурядицы, авторы еще раз доказали, что главное — не бюджет, а талант.
Поскольку вторая часть Neverwinter Nights создавалась на технической основе своей предшественницы, "наделена" она теми же проблемами: "дешевой" анимацией, угловатыми моделями и нечеткими пейзажами. Но это, как ни странно, ей не идет во вред. Саундтрек — главное разочарование игры. Музыка Джереми Соула (Jeremy Soule) как всегда великолепна, но ограничиваться одним набором музыкальных тем для первой и второй части сериала — это слишком. Здесь нет ничего лишнего, все кнопки и детали интерфейса на своем месте. У заядлых любителей "ролевиков" никаких проблем с его освоением не возникнет, а новичкам помогут многочисленные подсказки. От количества возможностей и заданий кружится голова: попробовать хочется абсолютно все, по сотому разу проходя игру от начала до конца. И при желании каждый раз можно проживать совершенно иную жизнь, встречаться с другими персонажами и выполнять доселе невиданные задания. Несмотря на все неприятности, поджидавшие разработчиков ввиду урезанного финансирования, они с достоинством вышли из сложившейся ситуации. Во вселенной Neverwinter Nights 2 хочется остаться раз и навсегда. И главная задача любого проекта как раз в том и состоит, чтобы погрузить игрока в свой мир без остатка.