Плюсы
умопомрачительное графическое оформление;
захватывающая кампания;
большой простор для экономического развития колонии.
Минусы
практически полное отсутствие тактической составляющей во время битв.
Немецкая студия Related Designs попала в похожую ситуацию: на создание третьей части популярной стратегической серии Anno издатель выделил более восьми миллионов евро, но даже этих денег не хватило бы на претворение в жизнь всех требований поклонников. Поэтому, не взирая на истеричные просьбы фанатов "впихнуть в игру все без разбору", авторы взяли за основу свои предыдущие наработки и просто вылизали их до глянцевого блеска, добавив лишь то, что не способно было в корне изменить суть. Именно отсутствие каких-либо глобальных перемен и превратило 1701 A.D. в маленький шедевр.
Колониальное детство
На этот раз все внимание сконцентрировано на эпохе колонизаций и великих мореплавателей. В ваше распоряжение попадает небольшой кораблик с горстью людей на борту и огромная карта мира, на которой расположились сотни островов, готовых стать домом для "всякого сброда". В те времена покорять новые территории отправляли, как правило, лиц с сомнительным прошлым и неясным будущим, и в этом был свой резон. Бедные путешественники не жаловались на тяжкие условия труда и нехватку продуктов, зато упорно работали на благо общего дела.
Первые годы борьбы за выживание смахивают на строительство толстовской коммуны1: небольшая группа людей возводит простые хибарки и прокладывает дороги, тогда как подавляющее большинство трудоспособного населения возделывает почву в ожидании урожая. Развитие идет быстро и не требует от лидера ежесекундного контроля ситуации. Вблизи океана появляются рыбацкие домики, и городок начинает стремительными темпами разрастаться. Со временем горожане возводят рынки, мастерские, школы и церкви, постепенно превращаясь из "необразованного быдла" в "просвещенных гуманистов".
В этот момент и заканчивается идиллия: как только на главной улице появляется административный центр, население, словно по мановению волшебной палочки, превращается в огромную жирную муху, постоянно жужжащую над ухом. Отмахнуться от нее непросто — того и гляди бывшие уголовники, а ныне "дамы и господа" поднимут бунт и свергнут невнимательного лидера. Лишь целенаправленно развивая добрососедские отношения с другими колониями и постоянно осваивая новые территории, можно предотвратить народные волнения. Причем второй вариант предпочтительнее, поскольку союзники за пуд риса выставляют такие счета, что проще на эти деньги найти подходящий остров и продолжить там расширение зоны своего влияния.
Бравые вояки
Список требований, выдвигаемых армией, еще длиннее. Но даже наличие пятизвездочных казарм и высокие гонорары не обеспечат стопроцентную победу. В большинстве случаев исход поединка здесь решает число солдат, а не надежность экипировки и качество боевой подготовки. Создатели оправдывают сей прискорбный факт желанием не усложнять игру, поскольку, по их мнению, и экономических проблем пользователям хватит с головой.
И это действительно так, поскольку содержание даже самой маленькой армии влетает в копеечку. Все думы лидера направляются на решение вопроса, где взять деньги на эту ораву бездельников. Но и без должной охраны товар на продажу не отправишь — велика вероятность ограбления. Вот и получается замкнутый круг: всю прибыль съедают военные, без которых и казна опустеет, и постоянно недремлющие соседи доконают своими набегами. Жаль только, баталии не приносят толком никаких экономических преференций — даже корабль противника захватить нельзя, не говоря о чем-то большем. Наличие сражений в 1701 A.D. — лишь приятное дополнение к экономике, а никак не наоборот.
Мор как символ бытия
Как ни странно, кампания при этом лишена любых признаков скуки и однообразия. Задания требуют оригинального подхода к их решению, и простым устранением с дороги всех конкурентов одержать победу не получится. Одной из самых запоминающихся миссий является та, где приходится вести борьбу с чумой. Небольшой закрытый городок, массовый мор домашних животных, сотни больных, разносящих заразу от дома к дому… В момент, когда эпидемия достигает пика, кажется, что битва за жизни людей проиграна, но чума уходит так же неожиданно, как и появляется.
Здесь нет места скуке и раздражению, и каждый новый час, прожитый в колониальном мире, раскрывает его с новой стороны. Простая на первый взгляд экономическая стратегия, не лишенная некоторых недостатков, прямо на глазах превращается в современную классику. У нее в запасе всегда есть нечто такое, что может удивить или даже разозлить, но никогда не заставит скучать и никого не оставит равнодушным.
Каждый кадр 1701 A.D. по-своему прекрасен: природа дышит полной грудью, люди двигаются и ведут себя так, будто они на самом деле живые. Да и разнообразие архитектурных решений не дает городам превратиться в "спальные районы", которыми зачастую набиты аналогичные проекты. Музыкальное оформление прекрасно сочетается со звуковым, что позволяет еще глубже погрузиться в быт колоний времен великих географических открытий. После прохождения обучающей миссии все проблемы с управлением отпадут сами собой, но без некоторого привыкания рваться в бой не стоит — в слегка громоздком интерфейсе можно запутаться. Разнообразие экономических возможностей делает игру в буквальном смысле эталоном. Разве что с боями вышла накладка, но об этом создатели честно предупреждали с самого начала. Творение немецких игроделов — прекрасная возможность поближе познакомиться с эпохой открытия Америки. Здесь есть все, что так любят истинные стратеги: глубокая и сложная для освоения экономика, сильные противники и интересная кампания, способная скрасить не один угрюмый зимний вечер.