Плюсы
динозавры в качестве военной техники;
интересный дизайн рептилий;
зрелищные сражения.
Минусы
чрезмерное буйство красок;
не до конца продуманный сюжет;
туповатый искусственный интеллект.
Но если в работах классика и знаменитого режиссера динозавры представлены как настоящие животные, то немецкие разработчики исповедуют диснеевский взгляд на ящеров. Среди ярко-желтой, сочно-зеленой и огненно-бордовой растительности снуют допотопные звери и гигантские рептилии всех цветов радуги. Остается только гадать, что подвигло художников на употребление такой палитры в своем творчестве.
Пастыри и паства
Аляповатый мир, помимо представителей вымершей фауны, населяют три человеческих племени: северяне (Norsemen), "песчаные наездники" (Dustriders) и драконопоклонники (Dragon Clan). Первые срисованы с викингов, вторые — с арабов, а прообразом для третьих стали азиатские народы. Возглавить можно любой лагерь — каждый будет по-своему интересен, хоть отличия между сторонами и предсказуемы. Северяне поднаторели в обороне, "арабы" лучше всего приспособлены к молниеносным атакам, а "азиаты" одинаково удовлетворительны и в том, и в другом, зато умеют расставлять хитрые ловушки.
Возглавляют племена трое ученых, угодивших в параллельный мир по чистой случайности и мечтающих вернуться назад. Что для этого нужно, сразу никто не скажет — сначала придется оказать местным жителям посильную помощь в их бессмысленной войне друг с другом. Безграничное желание поскорее попасть в родную вселенную придает несчастным силы: в обращении с мечами и самострелами жрецы науки демонстрируют исключительную ловкость, происхождение которой сценаристы объяснить не потрудились. Да и сама история количеством сюжетных "дыр" в целом напоминает решето — все-таки SEK ваяла "стратегию про динозавров", а не литературный шедевр.
Диноферма
Радужные пейзажи этого странного мира буквально кишат всякой живностью, которую аборигены, не боясь отравиться, подают к столу. У каждой твари есть свое логово, откуда бесконечно выползают новые особи — скушать всех не получится. С лесоматериалами и камнями сложнее: они со временем заканчиваются, и племени приходится покидать стены городка в поисках новых источников сырья.
Если туземцев "накроет" экономический кризис, победить в войне им не удастся, поскольку для строительства и производства бойцов каменного века нужны соответствующие материалы. При этом, увы, солдаты производятся в буквальном смысле. Куда логичнее было бы устраивать охоту на разноцветных динозавров и укрощать их, но вместо этого стройные ряды закованных в броню чудовищ выходят из специальных зданий, словно танки с завода. Ничего принципиально нового в избитую схему авторы внести не сумели.
Плата за смерть
Разве что cвою версию пользовательского интерфейса они назвали не абы как, а "манипулятором армий" (Army Controller). Задумка на самом деле элементарная: все имеющиеся бойцы представлены в таблице и вы всегда в курсе, чем занимается каждый из них — дерется с тигром или ищет непроторенные тропы в носу, спрятавшись за сараем. Чтобы не запутаться в подчиненных, "потолок" популяции ограничили жалкой полусотней особей. И если вычесть из этой цифры как минимум десяток крестьян, армия "усохнет" до смехотворных размеров.
Компенсировать скромную численность войск решили с помощью выдающихся качеств бойцов. Каждого солдата здесь можно "прокачать", используя особый ресурс — черепа (Skulls), зарабатываемые в процессе сражений, к которым относится даже охота на оленей. Герои развиваются наравне с простыми вояками, но способности приобретают гораздо более ценные. Так, один из ученых внезапно "вспоминает", что в мире существуют не только лук и стрелы, но и… порох, после чего в его арсенале появляется редко стреляющий дробовик.
Старая пьеса в новых декорациях
Однако, несмотря на все ухищрения и богатую цветовую гамму, сюжетная кампания оказывается слишком тоскливой. Сколь бы витиевато ни звучало задание, операция сводится к банальному истреблению всех войск и зданий "неправильного" оттенка. Даже затасканное "прокрадись незамеченным" быстро превращается в потасовку "стенка на стенку", хотите вы того или нет. Ведомый искусственным разумом враг действует так же бесхитростно — партизанские вылазки в глубокий тыл ему неведомы.
Соорудив крепкие стены и пару бункеров, можно смело отправляться на заслуженный отдых — что называется, но пасаран. Только жесткий дефицит ресурсов или скука заставят покинуть укрепления и ринуться в атаку. Такова болезнь многих стратегий, и ParaWorld нисколько не выделяется в этом отношении. Ее уникальность в другом: вместо осточертевших орков и гномов, самолетов и танков, в пестром мире сражаются погонщики динозавров. И этот спектакль вполне способен увлечь неискушенного игрока, пусть даже на сцене изменились лишь декорации и действующие лица.
Возможно впервые к предупреждению о том, что страдающим эпилепсией не стоит подвергать себя испытанию, стоит прислушаться — от такого буйства красок рябит в глазах даже у здоровых. Тем не менее, игра по-своему красива и демонстрирует великолепные пейзажи и грациозных динозавров. Звуковое оформление не оставляет ровным счетом никаких воспоминаний, будто его и нет вовсе. Играет музыка, общаются друг с другом герои, рычат животные, звенит сталь, но ничто из этого не запоминается. "Манипулятор армий" оправдывает свое предназначение: управлять войсками действительно удобнее, чем в других стратегиях. Разобраться с копошащейся "под ногами" армией сможет даже ребенок. Сбор ресурсов, возведение обороны, штамповка воинов, атака — набившая оскомину последовательность действий представлена здесь без каких-либо изменений. То же самое и в сражениях — побеждает тот, у кого отряд сильнее. Тактический потенциал "ПараМира" раскрывается целиком лишь в мультиплеере. В пестром фантике с картинками воинственных рептилий спрятан изрядно покусанный мышами сухарь. Однако блеск обертки настолько привлекателен, что истинный вкус ощущаешь не сразу. Но при таком раскладе ParaWorld остается интереснее, чем очередная спекуляция на тему восстания орков или борьбы с мировым терроризмом.