Плюсы
можно смешивать друг с другом любые предметы, меняя их характеристики;
все диалоги до последнего озвучены;
на удивление приличная локализация с мелкими недостатками;
присутствуют некоторые элементы тактики и планирования.
Минусы
отсталая графика;
практически полное отсутствие второстепенных заданий;
чрезмерная сложность прохождения в начале;
не совсем удобный интерфейс;
цены на вещи совершенно несопоставимы с заработком.
От посетителей этой альтернативной вселенной всего лишь хотят минимальной работы мозгами, небольшой самоотверженности и дьявольского терпения. По привычке пробежать за пару вечеров заданное сценаристами расстояние с наклейкой "Победитель" на лбу не получится. Это тот редкий случай, когда два набора оружия, увесистый список заклинаний и ветвистое дерево навыков приходится использовать в зависимости от ситуации, а не разнообразия для. Здесь вы — нежданный гость, которому еще предстоит оправдать свое неожиданное появление на балу. И звание Избранного в достижении этой цели помогает слабо.
Проторенными тропами
Место действия Frater — восточная Европа девятнадцатого века. В моде огнестрельное оружие, опыты по превращению свинца в золото и "адские машины", контрастирующие с остатками средневековой архитектуры. Некоему фокуснику с дворянским именем Маркус Доминус Ингенс удалось найти философский камень и с его помощью обрести пресловутое бессмертие. А чтобы никто не вмешивался в размеренную жизнь, Маркус перерезал глотку всем наиболее известным алхимикам и законсервировал их души в банках. Следующим на повестке дня удачливого мага стоит захват мира с помощью кучки безмозглых демонов и прочей рогатой и не очень шелухи.
Испортить глобальные планы может лишь троица безвестных героев с разных концов света: Фратер Симон — молодой и очень одаренный колдун из Польши, красавица Елена, воспитанная кучкой таежных охотников на просторах заснеженной Сибири, и благородный Тонг Вонг, родившийся в глубине Тянь-Шаня. Каждый их них обладает собственными талантами и стилем разрешения споров, а вместе они — единственная надежда цивилизации. Винить сценаристов за столь тривиальное либретто не стоит. Пока жива национальная культура и существует фольклор, на их "страницах" будут появляться злодеи с вселенскими целями и скромные "крестьяне", верой и молодецким кулаком уничтожающие скверну.
О небесплатности сыра…
Во всем остальном "Посланник Света" также старается придерживаться принятых стандартов жанра. Фратер, Елена и Тонг размеренной поступью шагают по пустынным территориям, очищая их от нечисти. Лишь изредка на дороге встречаются счастливчики, выжившие в этом хаосе и охотно присоединяющиеся к избраннику. Пользы от них немного, а их жизнь коротка — после первой же серьезной стычки вы снова останетесь в гордом одиночестве. Чуть дольше держатся "карманные" спутники — голем и неферкар, в отличие от случайных попутчиков имеющие собственную шкалу опыта, слегка увеличивающую их эффективность.
Поначалу собственных сил отчаянно не хватает — герой, несущий на себе бремя спасителя человечества, больше похож на младенца, которого каждый пнет и не заметит. Со временем тощий мессия мужает, обретает новые умения, броню, которая действительно защищает и оружие, способное убивать, а не смешить до смерти своей игрушечностью. Правда, до этих счастливых дней еще придется дожить. Шкала опыта прибавляет в час по чайной ложке и в качестве награды за достижение уровня выдает лишь жалкие пять очков, распределяемых по основным характеристикам, и одно — на развитие навыков. На выбор — атакующие, защитные и… "другие" способности, среди которых есть даже прибавляющие удачу.
Бюджет супермена
Без последнего прожить в этой скупой вселенной будет крайне непросто. Выпадающих из поверженных тварей трофеев хватает только на то, чтобы с трудом свести концы с концами. А братство алхимиков, приютившее избавителя, проповедует принцип "дружба — дружбой", исключая из него финансовый вопрос. На сегодняшний день Frater — одна из самых "жадных" игр, где за баснословные деньги вам продадут предмет, смехотворно отличающийся по характеристикам от "обычной" версии. Обратно же его примут по цене в четыре раза меньшей.
Деньги здесь требуются на все: восстановление жизни магических спутников, покупку зелий, починку постоянно ломающихся вещей, замену старого оружия на новое, идентификацию неопознанных трофеев и комбинирование предметов. Лишнего в этом списке нет — каждый пункт постоянно просит финансовых вливаний, добавляя в жизнь Спасителя некоторую долю экономического планирования. Аналогичными вещами придется заниматься и во время бесконечных стычек с посланцами придурковатого волшебника — регулярно менять пистолет на дубину и активировать именно тот набор навыков, который пригодится в данную минуту. В отличие от своих коллег, детище Rebelmind стремится поставить перед зрителем хоть какие-то пороги на пути к цели.
Здешние пистолеты относятся к категории ближнего боя, убегать приходится гораздо чаще, чем нападать, а на каждый волшебный клинок находится свой "клиент" со стопроцентным иммунитетом к нему. Первые пару часов хочется застрелиться поскорее, чтобы избавиться от лезущей со всех сторон несправедливости. Но со временем правила становятся все яснее, и прогулка к замку антихриста встает на нужные рельсы. С ее особенностями начинаешь мириться как с необходимостью платить налоги и не кидать на званом вечере остатками еды в соседа напротив. Происходящему на экране не хватает лишь красок и того самого "драйва", без которого сегодня не обходится ни одно мероприятие. И культивировать в себе эти эмоции принудительно не получится при всем желании.
Frater выглядит, как плевок из прошлого. Бедная архитектура и жутковатые модели с "мультяшной" анимацией вызывают только жалость и ни эмоцией больше. Истребление колченогих монстров, нелепо размахивающих руками, больше похоже на топтание мух карандашами в летний полдень, когда скука и послеобеденный сон не дают сосредоточиться на чем-то более важном — ничуть не страшно и зачастую столь же обыденно. Звучит этот мир точно так же бедно и монотонно, как выглядит. Разве что диалоги озвучены до последнего "привет-пока" и при этом не вызывают особого дискомфорта за редким исключением. На сей раз подбор переводчиков и актеров, занимавшихся озвучкой локализованной версии, прошел удачно. Забавляют лишь растыканные повсеместно "сатанинские гнойники" и "винтовки голубого ручейка" в ассортименте местного оружейника. Привычную схему управления персонажем авторы зачем-то разделили надвое — собственно движение и повороты камеры. Подобные изыски не добавляют ничего кроме раздражения, заставляя игрока выполнять лишнюю работу. Отдохнуть в таких условиях у вас вряд ли получится. Творение польской студии не выходит за рамки ни на шаг: безостановочная шинковка монстров, сбор трофеев, смена экипировки и периодическая болтовня с оставшимся в живых населением входят в стандартный набор любого представителя жанра. Не хватает главного — азарта. Именно он придает смысл происходящему, а не мифические цели, поставленные штатными писателями. Несмотря на массу недостатков, "Посланник Света" затягивает, хотя и очень в меру. На пошловатую по сегодняшним меркам графику и топорные движения главного героя и попадающихся ему по дороге существ со временем перестаешь обращать внимание. Остается только голый экшен с незначительными, но частыми визитами в крохотную лабораторию и не проходящее ощущение бессмысленности похода ввиду отсутствия ярко выраженных спасаемых.