В этой удивительной саге есть все, что отличает жанр JRPG от западных аналогов: персонажи с хитрыми прическами, сюжет, в котором не разберешься без дежурного стакана, и яркие герои, чьи образы запоминаются надолго. Не в меру отважный и не очень сообразительный Ацума (Atsuma) на полном серьезе общается со своей правой рукой. А его закадычный друг детства Тойа (Toya) начинает каждый монолог с задумчивого "если я правильно понимаю…", после чего менторским тоном излагает "умную" мысль. Дополняет эту странную компанию Макото (Makoto), юноша нетрадиционной сексуальной ориентации, по уши влюбленный в Тойу и ревнующий его ко всему, что движется. Помимо них по дороге встречается дерзкая пигалица, мечтающая оттяпать Ацуме правую руку, одноухая собачонка, которая ненавидит геев, и целый зоопарк не менее безумных существ.
Армия в кармане
История начинается с того, что три вышеназванных студента сбегают с уроков, чтобы покуролесить на грандиозном фестивале. Путь из школы магии им преграждают "ботаники", пропагандирующие стопроцентную посещаемость, и шатающаяся по коридорам учительница, но в итоге Ацума с друзьями все равно добираются до мероприятия. Будучи в самом разгаре, празднество неожиданно прерывается землетрясением и снегопадом, который высасывает из людей жизненные силы. Одновременно по всему миру восстают големы, представляющие собой "заряженных" магией роботов, вокруг которых, собственно, и построена вся игра.
Плохих големов необходимо отправлять на свалку, а хороших — брать в помощники. Разрушив киборга, Ацума получает его "сердце" и впоследствии, при наличии необходимых материалов и специальной техники, может восстановить его. Големы не похожи друг на друга нисколько и варьируются от малолетних нимфеток до огромных гусеничных танков. Чтобы собрать всю коллекцию необычных машин, придется немало постранствовать по живописным землям, хотя для победы над главным злодеем этого не требуется. Хотя даже без утомительной охоты кампания "съест" не менее сорока часов, поэтому лучше сразу взять отпуск — по возможности оплачиваемый.
Шах и мат
Согласно традициям жанра, игра строго поделена на две части: исследовательскую и боевую. В первой разношерстная компания путешествует по миру, и при этом не важно, сколько существ числится в команде — на экране отображается один лишь Ацума. Но когда дело доходит до стычки, действие переходит в тактический режим, где на расчерченном в клеточку поле проявляются все члены группы. У каждого персонажа есть внушительный набор магических ударов, разные виды оружия и так называемые "поддерживающие" заклинания — с их помощью герои исцеляются, получают иммунитет к вражеским приемам и увеличивают силу собственных атак. Добавьте к этому всевозможные "суперудары" и сложные взаимоотношения стихий, и получите тактическую свободу, сравнимую с шахматами.
Самый банальный и очевидный способ траты полученного во время бесчисленных сражений опыта — улучшение характеристик; более тонкий и разумный — изучение новых способностей. Выбор порой настолько мучителен, что чувствуешь себя ослом, который так и не выбрал, с какой же кучи сена ему начать. Не меньше времени съедают и беседы — спасители мира ужасно болтливы и каждое мало-мальски значительное событие встречают оживленной дискуссией. Диалоги под завязку набиты остротами, но озвучены почему-то наполовину. Зато там, где у героев прорезается голос, актеры работают с полной отдачей, бережно донося до нежного слуха западных игроков эмоциональные возгласы Ацумы, рассудительный тон Тойи и карикатурно-женские интонации Макото.
Однополая любовь
Омрачает прогулку по миру Enchanted Arms лишь чрезмерная длительность бесед и явный перебор со случайными стычками. Путешествуя по злачным местам планеты, компания непрерывно нарывается на неприятности: враги, не связанные с основной историей, слабы, а потому разборки с ними вдвойне занудны. Поставить потасовку "на автомат" нельзя — вы можете лишь доверить своим подопечным самостоятельно принимать решения, но само сражение все равно придется досмотреть до конца.
К счастью, их зрелищность находится на достаточном уровне, чтобы принудительный просмотр не становился пыткой. Каждое заклинание сопровождается целым фейерверком спецэффектов, среди которых особенно выделяется волшебный саксофон Макото, выпускающий фонтаны розовых сердечек. Впрочем, классический гомосек в качестве одного из главных героев сам по себе выделяет игру из пестрой массы ей подобных. Ради его компании можно вытерпеть многое.
Украшенные к фестивалю улицы пестрят развевающимися на ветру флагами, а мрачные катакомбы расцвечены волшебными огоньками. Сами герои также прорисованы до мельчайших подробностей: на модном поясе Макото сверкают розовые сердечки, а по правой руке Ацумы то и дело проносятся золотистые сполохи. Торжественная оркестровая музыка вкупе с талантливой озвучкой производят должное впечатление. Вот только герои слишком часто "проглатывают" реплики, внезапно умолкая в середине оживленной беседы и оставляя после себя одинокие субтитры. Освоиться в бою — проще простого: сделать ход и выбрать из списка нужное заклинание сможет даже ребенок. Другое дело — муторная возня с характеристиками. Чтобы изучить новый прием, необходимо открыть специальное меню, зайти в раздел "Персонажи" (Characters), оттуда проследовать в "Умения" (Skills), выбрать пункт "Выучить навык" (Learn Skill) и указать, желаете вы овладеть атакующим или защитным заклятием. Большинство важных функций запрятано так же глубоко. Забавные перепалки перемежаются тактическими битвами, а те, в свою очередь, разбавлены красивыми роликами. Если бы авторы хоть немного урезали число "случайных" сражений и чуток сократили пустопорожние беседы, получилось бы почти эталонное произведение. Яркие персонажи, далекая от банальности история и продуманные как шахматная партия бои обеспечили проекту успех. Когда сценаристы выкидывают очередное сюжетное коленце или на сцене появляется новый гротескный герой, обо всех недостатках мгновенно забываешь.