необычная магия и уникальные способности персонажей;
ироничная атмосфера;
присутствие в игре Жанны Фриске, которая хороша как в реальной жизни, так и на экране монитора.
Минусы
устаревшая графика;
глуповатый искусственный интеллект противников;
неудобное управление.
Потому неудивительно, что продолжение "Ночного Дозора" оказалось не столь заметным, как его предшественник. Продавцы в иных местах лишь разводят руками в ответ на вопрос, где же заветный для поклонников Сергея Лукьяненко диск — не пользуется, дескать, спросом. Между тем, старание, с которым подошли к работе авторы, концентрация свежих идей и желание что-то изменить — наглядный пример того, как нужно делать продолжения.
Расширяя сознание
То, что через год после премьеры одноименного фильма "Дневной Дозор" вызовет интерес в весьма узких кругах, сценаристы понимали прекрасно. Без долгих предисловий они вываливают на зрителя малосъедобный компот из вурдалаков, Иных, договорных отношений между Светлыми и Темными, оборотней в спортивных костюмах и их загадочных руководителей с фамилиями Гесер и Завулон. Неподготовленный обыватель вряд ли поймет, чем Ночной Дозор отличается от Дневного и почему, завидев главную героиню, все тычут пальцем — "Смотрите, это та Иная, которая уничтожила со Стасом Сферу Силы!".
На помощь приходит сама игра, облегчающая существование в незнакомой вселенной. Иронию, свойственную этому миру изначально, на сей раз авторы возвели буквально в культ — после того, как в магазине предлагают купить "Очередной Дозор", трудно воспринимать происходящее всерьез. Даже смерть здесь воспринимается как часть шоу: оставшись сиротой, девушка Марина уже в следующей сцене откровенно кокетничает и предлагает оценить ее новый наряд "от Диор".
Да и сама сюжетная фабула в целом ничуть не адекватнее. Историю "ночного дозорного" Стаса, подвергшегося магическому воздействию и несущего возвышенную чушь о силе Света и необходимости очистить мир от Скверны, воспринимать серьезно невозможно при всем желании. Местами юмор и ирония, конечно, оставляют желать лучшего, но на фоне других отечественных проектов выглядят на удивление пристойно. Говоря телевизионным языком, это еще не шоу Монти Пайтона, но уже и не капустник выпускников школы имени Регины Дубовицкой.
Вон из Сумрака!
После приевшихся магических экзерциций и "тактических перестрелок" с автоматом Калашникова, "Дневной Дозор" кажется глотком свежего воздуха. Пускать в ход кулаки здесь считается моветоном, а основное оружие местной шпаны — необычная магия, искаженная Сумраком, где в основном и выясняют отношения противоборствующие стороны. Параллельное измерение, в свою очередь, функционирует по принципу "За все надо платить". Увеличивающееся в нем количество очков хода оборачивается постоянным сокращением запасов магической энергии — сильно не разойдешься.
Стандартные заклинания дозорных, в соответствии с общей концепцией, преподнесены в юмористической форме: шоколад восполняет запасы энергии, а теннисные мячики позволяют применять "Сгусток тьмы", уничтожающий все на своем пути. А поскольку главные роли в этой пьесе исполняют Темные, арсенал фокусов расширился за счет подловатых приемов, высасывающих жизненные силы и накладывающих мощные проклятия. Помимо штатных упражнений с огнем и шаровыми молниями у каждого героя есть также средства, выбрасывающие врагов из Сумрака или временно закрывающие его.
Сам себе режиссер
Гораздо заметнее стали и ролевые элементы. Появилась возможность лично выбирать напарников для грядущей прогулки, при этом далеко не всегда союзники соглашаются работать в команде с некоторыми Темными. Помимо подбора рекрутов, перед каждой миссией можно настроить некоторые ее параметры, с помощью мини-игры определяя вещи, которые будут выпадать из врагов, а также набор зелий, используемых противником. В противоположность этому широко разрекламированное умение главной героини менять внешность оказалось никчемной "фишкой". Окружающие одинаково реагируют на девушку, будь она в рваных джинсах или в коротеньких шортах, а все ее наряды — лишь слегка завуалированная замена стандартной брони, улучшающей материальные характеристики персонажа.
Впрочем, основная прелесть "Дневного Дозора" заключена не в сюжете и не в многочисленных нововведениях, а в ироничном духе и здоровом чувстве юмора, превращающих прохождение в отдых. И даже если дозорная лихорадка прошла мимо вас, познакомиться с творением Nival Interactive никогда не поздно. Ведь не известно, когда еще представится возможность примерить красный кожанный костюмчик с плеча Жанны Фриске. Пусть и виртуальной.
Изъеденный молью движок давно уже напрашивается на слом. Кривоватые модели персонажей, размытые текстуры, слабая детализация в некоторых помещениях и дефицит современных спецэффектов уже не перекрыть одной только физической моделью. Дизайнерам пора искать аргументы посильнее. Актеры в кои-то веки выполнили свою работу профессионально — реплики и диалоги читают так, чтобы как можно точнее попасть в характер персонажа. Разве что Алиса, прообразом которой является Жанна Фриске, озвучена чересчур холодно. Не отстает от озвучки и музыкальное оформление: партии скрипок в сочетании с ритмами современной эстрады звучат изумительно. Еще "Ночной Дозор" доказал, что поиск курсором активных мест и предметов на экране (так называемый пиксельхантинг) может быть неудобным не только в приключенческих играх, но и в ролевых. Продолжение от этой проблемы не избавилось. Основной упор здесь сделан на уникальные способности персонажей и возможность достижения поставленных целей разными способами. Да и подробная физическая модель по-прежнему играет заметную роль. Все остальное - на прежнем уровне. Это один из тех редких случаев, когда продолжение получилось лучше оригинала. Взяв за основу прошлогодний "Ночной Дозор", авторы многое переосмыслили и внесли немало изменений, от чего проект только выиграл.