нехватка эффекта присутствия на улицах Метрополиса.
И обещание свое сдержал на радость желчеобильным критикам. Невероятно скучный блокбастер "Возвращение Супермена" (Superman Returns) в очередной раз продемонстрировал, насколько трудно снять приличное кино по мотивам популярного комикса. Режиссер Брайан Сингер (Bryan Singer) некоторое время назад отлично справился с постановкой обеих частей "Людей Икс" (X-Men), однако на сей раз угодил в настоящую западню. Супермен — персонаж без системообразующего прошлого, без внутреннего конфликта, непорочный как дева Мария и простодушный, как Иван-дурак; настоящее воплощение мечты об идеальном человеке, выращенном в инкубаторе. Его история — огромная мозаика, акцентировать внимание на отдельных кусочках которой бессмысленно. Вот и пришлось сценаристам высасывать драматургию из пальца. На выходе получилось два с половиной часа невнятного зрелища, гарантированно усыпляющего зрителя.
Нежеланное дитя
Судьба сопутствующей фильму видеоигры сложилась тоже непросто — разработчики элементарно не успели выполнить поставленную задачу к сроку. И хотя перенос даты релиза — событие обыденное, в подобных случаях оно неприемлемо. За прошедшие месяцы ажиотаж вокруг картины спал, и закономерным следствием этого стал отличный от ожидаемых уровень продаж Superman Returns: The Videogame. Изложение сюжета в игре вышло скомканным: неплохие в целом ролики малосодержательны и едва дают представление о личности Лекса Лютера и его планах по выращиванию могущественных кристаллов, являющихся ключом к мировому господству. Говорить же о какой-то затягивающей атмосфере не приходится вовсе.
Здешний Метрополис, в котором придется провести практически все время, — город насквозь статичный. На его улицах встречаются вялые пешеходы, наличествует кое-какое автомобильное движение, но отнюдь не в тех объемах, чтобы назвать окружающий мир живым. Это — огромный и совершенно мертвый населенный пункт, где ни одно здание не распахнет перед Суперменом свои двери и ни одна улица не похвастается оригинальной архитектурой. Хорошо хоть наш подопечный умеет свободно перемещаться по воздуху, используя гиперускорение и избавляя тем самым зрителя от культурного шока.
Самобичевание
Несмотря на общую статичность, в тех или иных местах полудохлого города регулярно возникают неприятности, которые Супермен обязан немедленно устранить. По прибытии на место происшествия он натыкается то на пожар, который тушить больше некому, то на атаку инопланетных монстров, то еще на какой-нибудь шабаш. Подчас складывается ощущение, что перед нами вовсе не боевик, а какой-то странный симулятор жилищного комитета, где на центральном персонаже замкнуты все обязанности коммунальных и правоохранительных служб.
Идущая параллельно с мелкими проблемами цепочка сюжетных миссий не отличается особой логикой, не всегда имеет отношение к фильму, зато поддерживает хоть какую-то динамику. Схватки с главными злодеями требуют разнопланового подхода и тактической смекалки. Сражения же с рядовыми противниками похвастать тем же способны далеко не всегда, за исключением разве что поединков с драконами — настоящими воздушными боями, в которых приходится демонстрировать чудеса высшего пилотажа.
Самым спорным местом "Возвращения" является боевая система. На первый взгляд, все в меру: Супермен традиционно хорош в рукопашной схватке, постепенно разучивает новые приемы, и весьма активно пользуется замораживающим дыханием и испепеляющим взглядом. Лишь через некоторое время выясняется, что сам герой… абсолютно неуязвим. Итогом тягостных раздумий по поводу того, как же все-таки огорчить бравого парня в красных трусах, стала идея приделать счетчик здоровья не Супермену, а городу.
Если в случае с метеоритным дождем, ураганами и прочими явлениями природного характера подобный расклад выглядит более-менее адекватно, то в ходе сражений с разномастной космической нечистью все его недостатки вылезают наружу. При таком раскладе любое использование предметов теряет всякую целесообразность: какой смысл бросаться во врагов машинами, если от взрыва пострадают близлежащие дома и убавятся собственные силы? В итоге, вместо того чтобы с упоением ринуться в бой, постоянно приходится держать в уме уровень разрушений.
И все же Superman Returns нельзя назвать откровенно провальным проектом. Его беда в том, что недостатки чересчур очевидны и сами лезут в глаза, тогда как достоинства открываются лишь самым усидчивым. Положительных моментов достаточно для того, чтобы привлечь поклонников самого известного супергероя ХХ века, но слишком мало, чтобы заслужить внимание рядовых граждан. Это — насквозь нишевый продукт, который к тому же изрядно запоздал с появлением на рынке.
На всех платформах, кроме Xbox 360, и город поменьше, и дизайн поскромнее, и сам Супермен слегка угловат. Однако в рамках своей весовой категории даже такая внешность смотрится весьма прилично. Это тот самый случай, когда работа композитора присутствует в игре по принципу "чтобы было" — мелодии незатейливы и надолго в голове не задерживаются. В противоположность этому — вполне благопристойный звукоряд. Освоить повадки Супермена нетрудно: поскольку прямого риска потери здоровья нет, число фатальных ошибок по вине манипулятора сведено к минимуму. Определенную сложность таят в себе воздушные стычки, хотя и это — лишь вопрос привычки. Постоянная работа пожарником, спасение путающихся под ногами человечков и тому подобная ерунда не вдохновляют нисколько. А дурацкая идея смастерить линейку здоровья для города перечеркивает многие достоинства проекта. Неплохое оформление, в меру удобное управление, не требующий излишнего напряжения извилин процесс и свобода перемещения в пространстве — возможно, это именно то, что нужно для полноценного отдыха после тяжелого рабочего дня. Более серьезного применения игре, сделанной по кинолицензии, и придумать-то сложно.