необходимо постоянно использовать умения обоих героев;
очень просто, но вместе с тем — чертовски увлекательно;
оригинальные сражения с "боссами".
Минусы
ведомый персонаж постоянно застревает по дороге;
бедное звуковое оформление;
невероятно слабые противники;
камера порой слишком резко меняет ракурс;
оригинальная коробочная версия содержит немало досадных ошибок.
Так и братья Фафнир и Торвальд, живущие в заброшенной долине, — действительно самые настоящие герои. Ну, разве что, с небольшой натяжкой. Первый — ловкий и сообразительный, умеет лазать по карнизам и читать надписи на указателях. Второй — непроходимо глуп, но благороден и удивительно крепок. И пусть ростом оба — чуть больше метра, да и выглядят не лучше прошлогодней картошки, это не мешает им регулярно портить жизнь каждому, в чьи планы входит превращение человечества в кучку безвольных рабов.
Не Гоблином единым
Фафнир и Торвальд — классическая парочка, состоящая из двух диаметрально противоположных личностей, не способных принять точку зрения соседа, но при этом умудряющихся действовать сообща. Фафнир, чья голова до отказа набита мозгами, без устали упрекает своего братца в невежестве и излишней поспешности, пытаясь заставить того хоть немного думать перед каждым поступком. Торвальд в ответ предлагает чрезмерно сообразительному родственнику испытать голову на крепость и хоть раз побывать в роли спасителя, а не становиться каждую минуту жертвой обстоятельств.
Юмор, скрытый в их постоянных перебранках, порой удивительно остр. Но в то же время — бесконечно далек от мусора, непрерывным потоком льющегося с экрана телевизора и со страниц периодических и не очень изданий. Во время спора никому из гномов и в голову не придет перейти на туалетно-тюремную тематику, спросить, успел ли собеседник подтянуть штаны перед дискуссией или избавиться от содержимого прямой кишки. Жаль лишь, что умелая сатира встречается в последнее время все реже, уступая место примитивным шуткам, от которых не останется ровным счетом ничего, если вынуть из них слова типа "трусы" и "жопа".
На работу — через цирк
Впрочем, ни у того, ни у другого и в мыслях не было добровольно нести свой юмор в массы — для Фафнира и Торвольда крестовый поход начался совершенно неожиданно. В деревню, где герои-в-отставке коротали дни, прибыл ушлый гном с целью разглядеть в телескоп звезду, которую почему-то видно лишь в определенное время суток и исключительно из забытой богом долины. И пока все трое пялились в небо, непонятно откуда взявшаяся кучка земноводных похитила местного булочника прямо из-под носа. Слегка поразмыслив, жизнерадостная парочка отправилась на поиски украденного односельчанина, даже не подозревая, что их путешествие со временем превратится в благородную миссию.
Мир, в который попадают главные герои, оказывается столь же неподготовленным к серьезным мероприятиям: ямы, мосты, заброшенные шахты и прочая архитектура норовят устроить испытание на каждом шагу. Для более полного восприятия картины представьте, что привычная дорога на работу внезапно превратилась в аттракцион: дверь из квартиры не откроется, пока под кроватью и в кухне не будут одновременно нажаты две кнопки, лестница складывается гармошкой, перекрытия между этажами норовят уйти из-под ног, остановка то и дело проваливается под землю, а водитель автобуса в качестве платы требует расстрелять четыре десятка куриц. Чем-то похожим страдали и пейзажи кэрролловских произведений, но там все были не в своем уме.
Театр двух актеров
Мирясь с причудами местного архитектора, храбрые гномы продвигаются вперед. Фафнир жмет на рычаги и карабкается туда, куда не может долезть увалень Торвальд, а тот, в свою очередь, таскает огромные ящики и выполняет роль пушечного мяса. В арсенале каждого — соответствующий набор оружия: первый машет волшебным посохом и бормочет бесполезные заклинания, второй — ловко орудует топором и молотом, а за плечами таскает огромный мушкет. Отказаться от услуг одного из братьев невозможно — чем дальше в лес, тем чаще требуется их стопроцентное взаимодействие: пока один крутит колесо парома или управляет вагонеткой, другой обороняет транспортное средство. Уберите из этого уравнения одно слагаемое — и сама задача потеряет всякий смысл.
Своего пика кооперация достигает во время битв с главарями. Торвальд в такие момент, как и положено тем, у кого каска охраняет черепную коробку от царапин, а не от сотрясения мозгов, сдерживает агрессию, а Фафнир в темпе вальса дергает рубильники, таскает овощи в огромный котел с супом и натягивает катапульты. Даже самый слабый противник требует минимальной смекалки и ежесекундного переключения между героями. Но при этом ни одна из битв не длится больше нескольких минут, соблюдая принцип неприкрытой дружелюбности по отношению к потребителю.
В этой вселенной нельзя заблудиться, перепутать кнопки или застрять на одном месте дольше, чем на полчаса. Нельзя заснуть со скуки или уличить в однообразии дизайнеров, постоянно старающихся разбавлять бесконечные прыжки по платформам свежими идеями. На протяжении всей прогулки Фафнир без устали ругает своего братца, зачастую получая в ответ не менее колкие ремарки. По дороге им встречаются столь же колоритные персонажи, над которыми героические комики потешаются ничуть не меньше, чем над собой. Похищенный друг, кучка озверевших тритонов и судьба всего человечества постепенно уходят на второй план, уступая место комедии. А причем здесь крадущиеся тени — уже не столь важно.
Квадратные модели, в меру яркий мир, больше напоминающий песочницу с кучей разноцветных игрушек в ней, и очень сдержанная анимация оставляют желать лучшего. Впрочем, от игр подобного рода никто не требует сходства с реалиями. Хотя и хочется, чтобы налет "сказочности" был чуть толще, а окружающие пейзажи — более жизнерадостны. Наличие профессиональных актеров озвучения дает свои плоды: "Храбрые Гномы" — одна из немногих игр, которые могут похвастаться не только прекрасными диалогами, но и их адекватным прочтением. Жаль лишь, на столь же запоминающееся звуковое оформление не хватило сил. Дизайн уровней требует постоянной смены подопечного — там, где не пройдет Фафнир, поможет его полоумный братец. Вот только из-за постоянной необходимости "подталкивать" застревающего на поворотах партнера путешествие растягивается на больший срок, чем того хотелось бы. На поиск решения здешних загадок уходит, как правило, не больше пяти минут, в течение которых все же приходится пошевелить мозгами. Зато наличие магазина и альтернативного способа атаки больше "для галочки" — и от того, и от другого пользы на грош. Что важнее — великолепные диалоги или сама игра — понять невозможно. Именно работа сценариста превращает стандартное путешествие в бескомпромиссный фарс. Но и без продуманной архитектуры уровней, заставляющей постоянно держать в голове умения обоих братьев, меняя их в зависимости от ситуации, из "Гномов" вышла бы обычная юмореска. Пусть и удивительно хорошая.