Плюсы
в главных ролях — Михаил Пореченков и Олег Карча.
Минусы
устаревшая графика;
бедное звуковое оформление;
преступное количество программных и дизайнерских ошибок;
невнятная подача сценария.
В этом плане авторы "Инстинкта" допустили фатальную ошибку. Их история, состоящая из трех частей, начинается с самого скучного куска. Чтобы добраться хотя бы до второй главы, в которой очаровательная амазонка размазывает корейский спецназ по стенам исследовательского комплекса, нужно вытерпеть нуднейшую прогулку в компании ее коллеги. Сам же Михаил Пореченков, ставший прообразом для Василия Савельева, рискует и вовсе остаться без внимания — его рассказ, в котором можно найти даже зачатки атмосферы, идет третьим по счету и прочитают его немногие, пусть он и наиболее увлекателен.
Трое против всех
Сам же сюжет в целом, вопреки слухам, базируется не на одноименном фильме, которого не существует, а на вполне реальных событиях. Пару лет назад средства массовой информации разнесли по всему миру новость, что где-то далеко в горах северокорейской провинции Янгандо произошел мощный взрыв. Спустя три дня правительство Северной Кореи сообщило, что взрыв являлся частью плановых работ, проводимых на месте застройки новой электростанции. Украинские же сценаристы решили представить свою версию событий, добавив в скучный по сути инцидент немного лоска.
Согласно их домыслам, эта история началась еще в далеком 1963-м, когда в руки советских ученых попал загадочный вирус инопланетного происхождения. Недолго думая, межгалактической бацилле присвоили кодовое название "Инстинкт", а на ее изучение выделили целую лабораторию. В начале восьмидесятых, когда в стране господствовал всеобщий дефицит и особой популярностью пользовались перебои с финансированием, работы перевели на секретную площадку, расположенную в скалах горного массива Янгандо.
Спустя еще двадцать лет, 5 сентября 2004 года, с лабораторией прервалась всякая связь, и обе стороны-участницы эксперимента, подозревая друг друга в заговоре, отправили туда по спецотряду. Корейский состоял из толпы хорошо вооруженных и необычайно толстокожих солдат. А со стороны России защищать интересы Родины, как обычно, отправились три богатыря: спецназовец Василий Савельев по кличке Белый, его приятель Чернов (просто Чернов) и их общая подруга Ирина Родненко (она же — Стрела), страдающая излишней привязанностью к компьютерам.
Бочки наголо
Если не поинтересоваться вышеописанной предысторией заранее, происходящее на экране начнет казаться бессмысленной прогулкой в тоскливых декорациях подземной базы, населенной остатками охранных служб и корейскими зомби в тренировочных костюмах. На сюжетных заставках, нарисованных в стиле комиксов, мелькают незнакомые лица ученых и министров, стучит по столу Хрущев, обещая вот-вот показать всем Кузькину мать со всех возможных ракурсов, а кадром позже его сменяют портреты Брежнева. Разобраться самому в этой хронологической каше не получается никак.
Дабы не усложнять план исследовательского комплекса, а заодно сэкономить время и финансы, количество визитов на базу умножили на число действующих лиц. Половину коридоров придется пройти как минимум дважды, разглядывая обшарпанные стены и допотопное оборудование глазами каждого из членов карательного отряда. К счастью, все они слегка отличаются друг от друга. Чернов скучен, как будни сельского сторожа, и умеет лишь стрелять в то, что хоть как-то шевелится, да переругиваться со своим приятелем по громкой связи. Стрела, сменяющая его на боевом посту, вносит в монотонную шинковку некоторый элемент тактики, разглядывая врагов в оптический прицел и стараясь особо не высовываться. А замыкает эстафету сам г-н Пореченков, чье сольное выступление набито уже целой горстью разнообразных упражнений.
Ради "звезды" отечественного кинематографа дизайнеры постарались на славу. Уровни заполонил пуленепробиваемый спецназ, зомби к тренировочным костюмам добавили докторские халаты и увеличили свою численность, а к стандартным элементам фурнитуры прибавились баллоны с пропаном. Последние расставлены здесь исключительно в нужных местах и используются в качестве оружия, охотно отправляясь в полет по направлению к противнику после первого же выстрела. Аналогичную роль выполняют и бочки, словно магнитом притягивающие врагов. Не спешите тратить пули, дождитесь, пока тупоголовый корейский солдат в перерыве между швырянием гранат себе под ноги и попытками перепрыгнуть препятствие высотой сантиметров в двадцать добежит до взрывоопасного предмета — проблема решится сама собой.
Инстинкт самосохранения
Несмотря на научно-исследовательскую направленность, база оказывается населенной сплошь тупицами, в позе манекенов укладывающихся на пол. Достаточно свыкнуться с их умением стрелять сквозь стены и выскакивать в самый неожиданный момент — и зачистка превратится в легкий моцион. Только попадающиеся изредка штурмовики дружественной державы заставят понервничать заскучавшего зрителя. Да и то в девяти случаях из десяти неподалеку найдется целая тележка с баллонами, а все стены будут щедро утыканы ящиками с медикаментами. С одной стороны наличие таких фокусов чересчур упрощает задачу, с другой — вносит хоть какое-то разнообразие в идеально прямой сценарий.
Правда, толку от дизайнерских находок — чуть. Бесконечные ошибки, без лишних разговоров отправляющие на "рабочий стол" и превращающие солдат в черных кукол, ставят крест на альтернативном чтении новейшей истории. Даже если попытаться на время отключить голову и целиком погрузиться в процесс, рано или поздно из состояния эйфории вас вытащит очередной недочет, который отдел тестирования почему-то счел незначительным. Единственный инстинкт, напоминающий о себе в таких ситуациях, — инстинкт самосохранения, вызывающий стойкое желание поберечь нервы и смириться с официальной версией событий. В конце концов, это их корейское дело, чем травить собственную атмосферу.
Как выразился сам Михаил Пореченков, взглянув на свою модель в игре: "вроде похож". В этом кроется вся соль работы украинских художников: герои, чьи головы непропорционально велики, вроде похожи на свои прототипы, корейцы вроде похожи на… корейцев, а исследовательский комплекс вроде похож на лабораторию. Приглядевшись к искаженным лицам и размытой картинке, во всем вышеперечисленном при желании можно угадать оригиналы. Тишину коридоров исследовательской лаборатории лишь изредка нарушает треск оторванной электропроводки, мычание мутировавших сотрудников и шум перестрелки. В попытке передать атмосферу заброшенности и тотального запустения звукорежиссер явно перебрал, превратив окружающую обстановку в отличное снотворное. Местный спецназ, несмотря на годы службы, так и не научился кидать гранаты, не пряча при этом автомат за спину. Учитывая же неторопливость перезарядки оружия, подобная криворукость оказывается совсем смертельной — пока боец сменит обойму или кинет гранату, ушлые корейцы успеют всадить в него целый рой пуль. Разбросанные повсюду аптечки и предусмотрительно расставленные в ключевых местах бочки сильно упрощают задачу. Первые — есть, вторые — взрывать, а в перерывах — вовремя прятаться за предметы окружения, чтобы шальная корейская пуля преждевременно не кастрировала одного из богатырей. Чтобы увидеть больше, придется потерпеть — самое интересное припрятано на десерт. Если бы не постоянные сообщения об ошибках и бестолково расставленные элементы сценария, "Инстинкт" мог бы заслужить внимание хотя бы у нетребовательной аудитории. Но излишняя спешка подвела — от забвения Первый Российский Интерактивный Боевик не спасет даже присутствие приглашенных "звезд".