миссии основаны на исторически достоверных событиях;
при наличии хорошей команды получится захватывающий мультиплеер;
враги действуют логично и быстро реагируют на изменение ситуации.
Минусы
слабая на фоне прочих моментов тактическая часть;
притянутый за уши сюжет;
удручающе малая продолжительность.
С тех пор Япония превратилась в едва ли не самое мирное государство планеты, а на роковом атолле от военных остались одни воспоминания — теперь там национальный заповедник. Однако армия писателей, режиссеров и разработчиков, охочих до "горячих" тем, никак не может оставить этот клочок суши в покое. Battlestations: Midway — далеко не первая попытка копнуть историю в указанном месте, вот только сотрудники венгерского отделения Eidos справились с задачей куда лучше своих предшественников.
Батальная живопись
Вместо того, чтобы идти проторенными тропами, они попытались совместить экшен и стратегию — два противоположных жанра, симбиоз которых нередко вызывает у потребителей расстройство желудка. От гарантированной критики и косых взглядов "Мидуэй" спасла свобода выбора: какую роль играть в военной драме — решать вам. Ассортимент профессий невелик, но его хватает, чтобы начисто ликвидировать весь скепсис. Летчик, моряк, подводник и генерал, дирижирующий всем этим "оркестром", демонстрируют "прелести" войны со всех возможных сторон. Не хватает только медсестры, связиста и полкового кашевара с бочкой перловки.
На стратегию разворачивающийся перед глазами спектакль похож только из командирского кресла, да и то это — самый неприглядный ракурс. Великий тактик вынужден просиживать штаны над картами, любуясь разноцветными стрелочками и схематичными набросками техники. Картинки движутся по разлинованному полю, и от действий главкома, как и в жизни, зависит многое, но добровольно изолировать себя от феерически красивых батальных сцен согласится только безумец.
Не важно, управляешь ли ты быстроходным эсминцем, паришь под облаками на истребителе или прячешься под водой в консервной банке, именуемой загадочным словом "субмарина", вокруг всегда есть, на что посмотреть. Живописное небо непрерывно перечеркивают трассеры, под облаками раскрываются бутоны взрывов, а вода вскипает от сыплющихся градом пуль и обломков. С таким подходом лет через пять разница между голливудскими работами и тем, что выходит "из-под пера" дизайнеров игр, сотрется окончательно.
Все работы хороши
Правда, если непрерывно вертеть головой, пуская слюни, недолго закончить войну в смертельном пике или расплющить несколько тонн корабельной стали о камни. Враги не позволяют считать ворон, атакуя с воздуха, воды и из недр океана. И чтобы эффективно противостоять им, придется освоить управление всеми тремя видами военной техники, "на лету" меняя капитанский мостик на тесную кабину самолета. Переквалифицироваться из подводника в пилоты несложно — летательные аппараты и разномастные плавсредства контролируются по однотипной схеме "газ, тормоз, огонь". Разница лишь в том, насколько быстро они подчиняются командам: громоздкий крейсер ворочается ощутимо тяжелее катера, после которого любой самолет кажется быстрее метеора.
Пилот истребителя практически беспомощен в своем летающем гробу. Когда его машина на глазах превращается в решето, ему остается только молиться, улепетывая с поля боя "на одном крыле". Экипажам кораблей повезло гораздо больше — их жизнь скрашивает забота о состоянии судна. Прежде, чем пойти ко дну, плавучая махина постепенно разваливается на куски, на палубе начинаются пожары и встают двигатели. Вовремя пнув матросов, огонь можно потушить, а мотор — отремонтировать.
Интерактивный учебник
Вот только экономить каждую единицу техники совсем не обязательно, поскольку в среднестатистическом сражении задействуется не менее десятка машин, и угробив одну, вы тут же получите другую. Если же поблизости есть союзный аэродром или верфь, то восполнять потери можно буквально "не отходя от кассы". В общей сложности фантазии дизайнеров хватило на одиннадцать исторических операций, но войну в них показывают весьма однобоко — глазами американского моряка Генри Уокера (Henry Walker). За фанатичных японцев дают сразиться только в отдельных миссиях или на просторах Всемирной паутины.
На долю последней при условии наличия слаженной команды приходится добрая половина получаемого удовольствия. В коллективном сражении каждый игрок получает одну или несколько боевых машин, которые без продуманной тактики превратятся в груду бесполезного железа. Зато при желании можно почти до мелочей разыграть атаку на бухту Перл Харбор или пресловутое сражение у атолла Мидуэй. Ведь творение венгерской студии в состоянии не только развлечь публику, но и скрупулезно смоделировать на экране события давно ушедших дней, подав их гораздо интереснее скучных учебников.
Талантливые художники великолепно справились с морскими и тропическими пейзажами, украсили их сочными взрывами и добавили кучу военной техники, прорисованной до мелочей. Они сумели сделать войну настолько зрелищной, насколько это вообще возможно на сегодняшний день. Сквозь непрерывную канонаду взрывов и трескотню автоматических орудий то и дело прорываются панические вопли членов экипажа. Бойцы предупреждают о появлении на горизонте противника, сообщают о неполадках и делятся впечатлениями от самого сражения — все это буквально засасывает в происходящие на экране события. Универсальность в данном случае пришлась как нельзя кстати. Несмотря на то, что в течение десяти минут нередко приходится менять самолет на подлодку, а субмарину — на эсминец, проблем с их управлением не возникает совсем. Разработчики попытались угодить всем сразу и засунули в одну коробку авиационный, морской и подводный симуляторы, а заодно и стратегию. Но если первые три составляющих не вызывают нареканий, то с последней не все гладко: отсутствие красивых батальных сцен сильно уменьшает интерес к карьере Наполеона. Battlestations: Midway — неординарный проект, местами больше похожий на издевательство. Чтобы одержать победу в масштабном сражении, нужно скрупулезно продумывать тактику, однако убивать время над невзрачными картами нет ни малейшего желания — душа рвется в бой. Из-за этой дисгармонии остается чувство легкой неудовлетворенности.