искусственный интеллект иногда преподносит неприятные сюрпризы.
Видимо, держа в голове столь печальную статистику, сценарист "Офицеров" к своей работе решил подойти максимально серьезно: явные ляпы или грубые исторические несостыковки здесь отсутствуют напрочь, а бои приближены к реальности настолько, насколько это вообще возможно. Захватить Берлин за десять минут не удастся — придется шаг за шагом продираться сквозь кордоны фашистов, надеясь на скорую помощь союзников. Война здесь — голодный зверь, готовый в мгновение ока проглотить зазевавшегося полководца. И зрелище это по-своему прекрасно.
Город за городом
Несмотря на то, что на коробке с игрой четко читается "Сделано в СССР", упакованы в нее знаменитые операции союзных войск, а не Красной Армии. СССР на бал пригласить забыли, но, как и черная икра, "Офицеры" — продукт экспортный, а потому заботились авторы в первую очередь о западном потребителе. Шесть увлекательных миссий, объединенных в одну кампанию, в хронологическом порядке рассказывают о вступлении союзников в войну и их об их роли в ней. Каждый бой достоин отдельного рассказа и помимо захвата мелких поселков и уничтожения укреплений противника включает в себя обеспечение сохранности провианта. Даже набившая оскомину высадка на Омаха-Бич начинается с традиционного преодоления оборонительной линии фашистов, а заканчивается далеко от кромки воды.
Захватить определенные точки на карте — полдела; их еще необходимо удержать. Стоит только выпроводить немцев из деревни, как через несколько минут они вернутся туда с вдвое большим количеством "голов". Направить же к форпосту пару вспомогательных отрядов может и не получиться, поскольку бой ведется сразу по нескольким направлениям, и выведение каких-то подразделений из него с большой вероятностью приведет к провалу всей операции. Приходится привыкать к суровой действительности и учиться вовремя отступать в тыл, внимательнее относясь к донесениям разведки.
Так, если по позициям союзников наносятся воздушные удары, разведчики сообщают о том, где находится ближайший аэропорт неприятеля. Тревожные сведения иногда приходят в момент ожесточенной схватки, и уже от командира зависит, направлять в указанные места войска или нет. При этом никто не подскажет, как поступить правильно. Нехватка людей может поставить крест на победе в основной битве, но непрекращающиеся авианалеты способны помешать союзникам закрепиться на захваченной территории, что, в свою очередь, чревато провалом всей миссии. Что хуже — выбирать вам.
Дороже нефти
Один генерал как-то сказал: "Универсальной валютой войны являются не танки или люди, а хлеб и керосин". В "Офицерах" поставка продовольствия и топлива — едва ли не столь же важная часть операции, как стычки с противником. Как и в реальной жизни, голодные солдаты хуже стреляют, а из-за нехватки горючего танкам приходится передвигаться исключительно по дорогам. Если же слишком серьезно относиться к экономии, к конечной цели и те, и другие придут с непозволительным опозданием.
Основной головной болью в таких условиях становится обеспечение безопасности транспортных путей и складов с провизией. Немцы регулярно устраивают засады на дорогах и, если не заметить врага вовремя, можно потерять запас провианта и топлива на несколько дней, оказавшись перед необходимостью полной передислокации войск. Аналогичными вещами занимаются и сами союзники — разведчики регулярно информируют о найденных складах неприятеля, и порой для победы достаточно лишить городок поставок еды. Солдаты, которые выживут в этом бардаке, примут участие в последующих миссиях, повысят свой опыт и в последней битве станут едва ли не опорой всей армии.
В кои-то веки Вторая мировая не выглядит словно "Улица Сезам" с веселыми героями-куклами и детской "войнушкой". Здесь нет места дешевому героизму, а командир — далеко не бог и может совершить ошибку; тем же самым периодически страдают и союзники. Кто-то во всех грехах обвинит искусственный интеллект и будет по-своему прав. Но на самом деле выглядит это, как обычная жизнь, где человек еще умеет "прокалываться", а для поддержания организма ему необходимо питаться. Хотя бы изредка.
Открытые пространства огромных размеров не идут в ущерб качеству: деревья, валуны и здания прорисованы максимально детально и выглядят прекрасно. Здешние бойцы — не куклы на шарнирах, а реальные люди. Техника же смотрится и того краше. При качественной акустике звуки разрывающихся снарядов и пулеметные очереди могут не на шутку взволновать соседей. Жаль, музыкальное сопровождение получилось невнятным, хотя пробиться сквозь вой бомбардировщиков и артиллерийские удары ему удается не часто. Управляться с сотнями солдат и десятками танков на удивление просто. Немалую роль в этом играет оператор, благодаря работе которого можно наблюдать за сражением с высоты птичьего полета, держа под контролем несколько направлений сразу. В одной миссии умещается больше заданий, чем в любой среднестатистической стратегии. Каждый бой — вызов судьбе, ведь командиру приходится воевать на несколько фронтов, заниматься обеспечением людей провизией, ремонтом техники, и предусмотренная для критических случаев пауза не сильно спасает положение. "Офицеры" подкупают едва ли не шекспировским накалом страстей, где судьба отдельно взятого бойца меркнет на фоне общей цели. Миссия, возложенная на плечи командира, набатом бьет в мозгу, требуя полной концентрации. Если добавить к этому характерные запахи войны, многие ветераны подумают, будто снова попали в кровавое месиво Второй мировой.