огромное количество тактических и стратегических возможностей;
любой бой — произведение искусства;
удобное управление, позволяющее одинаково эффективно контролировать небольшие отряды и целые армии;
агрессивный искусственный интеллект.
Минусы
банальный сюжет, изобилующий клише;
три враждующих лагеря отличаются лишь внешним видом зданий и техники;
высокие системные требования.
Большинство аналогичных проектов со стратегией имеют мало общего. В них "дальнобойная" артиллерия утюжит землю в десяти метрах перед собой, наводя ужас на бестолкового противника. А в представлении последнего "массированная" атака ограничивается марш-броском десятка танков к тщедушному забору вражеской базы. О хитрых стратегических маневрах речи зачастую не идет вовсе, поскольку зайти неприятелю в тыл не позволяет мистический барьер. Хотя, казалось бы, уже не первый век все знают, что любая планета — круглая.
Когда краев не видно
Нет, в Supreme Commander тоже нельзя предпринять кругосветного плавания, но и выстроить неприступную стену от края до края тоже не получится — здешние плацдармы достигают чудовищной площади порядка 6.500 квадратных километров. Соорудить глухую оборону на таком пространстве невозможно в принципе, и враг всегда сможет подвести свои танки в тыл, нанести авиациеонный удар или обрушить на голову ракеты. На худой конец, накроет базу ядерным ударом или подтянет "экспериментальную" технику — огромную машину с неестественно прочной броней, защитным полем и арсеналом, которого хватит на небольшую армию. Поэтому решать тактико-стратегические задачи приходится в обстановке, максимально приближенной к реальности.
В распоряжении местных генералов единовременно находятся сотни различных боевых единиц. Чтобы управление этой оравой не превращалось в кошмар, существует стратегический режим, в котором война напоминает сражение разноцветных пятен. При желании собственную комнату можно даже превратить в настоящий штаб, подключив сразу два монитора: один для тактики, другой — для стратегии. В данном случае подобное разделение имеет смысл из-за того, что командир должен находиться в нескольких местах одновременно — защищать базу от дерзкой вылазки неприятеля и в то же время планомерно оккупировать месторождения ресурсов. Справиться с обеими задачами, кучкуя их на одном экране, гораздо сложнее.
Человек человеку — волк
По мнению сценаристов, военная экономика будущего будет требовать только двух составляющих: энергии и материи (какой-то там материи, не важно какую). Первую добывают с помощью разнообразных электростанций, а вторую черпают буквально из ядра планеты и лишь в определенных местах. За такие источники и разворачиваются наиболее ожесточенные сражения, между тремя фракциями — Объединенной Федерацией Земли (United Earth Federation), кучкой сайбрэнов (Cybran) — людей с микрочипами в башке, и человеческой же расой Эон (Aeon), испытывающей сильное влияние древней инопланетной цивилизации. Каждая сторона преследует свои интересы, и выделить виноватых невозможно.
На выбор — три кампании за каждую из группировок, никак не объединенные общим сюжетом. Однако подвергать испытанию свой мозг трижды бессмысленно, поскольку отличаются стороны только внешним видом боевых машин. Жаловаться на недостаток отличий не стоит — даже одна кампания проглотит десяток-другой часов. Не говоря уже о многопользовательских сражениях, которые могут затянуться на дни, благодаря неисчислимому количеству вариантов борьбы с живым соперником.
Красивое насилие
Хотя и виртуальный противник тоже в силах задать жару, если не связывать ему руки пониженным уровнем сложности. Он достаточно сообразителен, чтобы, проиграв одно сражение, к следующему подготовить иную тактику. Потеряв под стенами осаждаемого лагеря танковый полк, он перейдет к авиации. А отчаявшись взломать оборону традиционными средствами, пустит все силы над подготовку "сюрприза". Даже самые первые стычки, больше напоминающие тренировочные, заставят отложить все дела в сторону. Дать оппозиции отпор, ковыряя в носу, не получится.
Помимо бомб и снарядов целостности хозяйственных построек угрожают и сами летательные аппараты. Сбитый над территорией лагеря самолет при падении играючи сравняет с землей пару зданий, а уж если неаккуратно "завалить" целый крейсер, то придется перестраивать половину города. Все катастрофы сопровождаются феерией разноцветных огней, по сравнению с которым кремлевская рождественская елка — обычный светофор. Грандиозным же баталиям, где два десятка танков поливают огнем гигантскую тушу механического "паука", позавидуют многие голливудские режиссеры.
Но, увы, заоблачные требования, опрокидывающие на лопатки многие современные системы, автоматически превращают Supreme Commander в развлечение не для всех. Создавая свой мир, дизайнеры выбросили из головы тех, кто за прогрессом следит "сквозь пальцы", до отказа напичкав игру современными технологиями. Столь же наплевательски по отношению к обывателям отнеслись и остальные сотрудники студии. В итоге со стапелей Gas Powered Games сошло великолепное зрелище, общение с которым диктует определенные условия. И если нет желания их соблюдать — проще вежливо отойти в сторону.
Сногсшибательное зрелище омрачается лишь периодическими "притормаживаниями" картинки. Даже самой мощной системе нелегко справляться с сотнями боевых единиц, щедро поливающих друг друга разноцветными лучами. Оглушительная канонада грандиозных сражений достойна всяческих похвал. Зато насквозь пропитанные пафосом диалоги напыщенных героев не вызывают ничего, кроме улыбки. Попытка создать с их помощью эпический настрой с треском провалилась. Добиться от подчиненных четких и слаженных действий на удивление просто, несмотря на богатство тактических и стратегических возможностей. Выдав серию приказов, можно смело забыть о целом участке фронта — бойцы будут неукоснительно придерживаться инструкций, не отвлекая командование от более важных дел. Здесь можно либо наслаждаться живописными баталиями, выкрутив все настройки на максимум, либо руководить войсками с высоты птичьего полета, пожертвовав зрелищностью в угоду производительности. Тем более, что хлопот у главкома столько, что тупо пялиться на поле битвы просто некогда. Знакомство с Supreme Commander проходит в два этапа: сначала дух захватывают батальные сцены, а после воображение поражает обилие тактических и стратегических приемов. В конечном итоге счастливое помешательство может накрыть с головой на несколько ближайших дней.