Действие происходит в ноябре 1970 года. Главного героя по имени Нэйкед Снейк (Naked Snake) похищают и бросают в тюрьму, затерявшуюся где-то в джунглях Южной Америки. Выбравшись из заточения, мужчина "случайно" находит военную базу, а на ней — секретное оружие Советского Союза, шагоход Metal Gear, с помощью которого коммунисты планируют напасть на США. Тут же выясняетcя, что за недавнее похищение ответственен некто Гин, мечтающий установить контроль над всей планетой. Снейку остается лишь сделать выбор — спасти мир от сумасшедшего диктатора или предотвратить планы "красных".
Шпионские игры
Вопреки традиции, Нэйкед решает вышеописанные проблемы не один: взводы специалистов самого разного толка — разведчиков, медиков, техников и солдат — беспрекословно выполняют поручения командира, освобождая его от рутинной работы. Правда, руководящая должность достается не сразу — после побега в распоряжении Снейка лишь военный грузовик "Урал", являющийся одновременно домом, генеральным штабом и средством передвижения.
Вдобавок к своим основным достоинствам это чудо отечественного автопрома вмещает в свой кузов сотню солдат. Заполучить их можно несколькими путями. Самый простой и наиболее жизнерадостный — вербовка личного состава противника: Снейк оглушает зазевавшегося постового, утаскивает бездыханное тело в передвижной штаб и проводит сеанс промывки мозгов, после которого тот переходит на сторону Добра. Второй способ — выйти на улицу (настоящую, которая у вас за окном), найти место с доступом в Интернет по Wi-Fi, и сразу же после подключения к Сети в борьбу вступит новый спецназовец. К несчастью для ленивых, в каждой точке "сидит" только один пехотинец, и чтобы собрать целую группу, придется побегать.
Будни спецназа
Что делать со всем этим сбродом, когда он будет набран, — дело ваше. Нэйкеду ставят цель, а уж как ее достигнуть — личное дело каждого. Складывать мозаику сюжета приходится долго и муторно, допрашивая "языков" или подслушивая переговоры по радио. Найти важную информацию помогают и шпионы, регулярно отправляющиеся в длительные командировки по всей Южной Америке. Разведчики докладывают о местонахождении врага и ключевых персонажей, а Снейк решает, на что стоит обратить внимание.
Не остались без дела и другие члены личного состава: солдаты, одетые во вражескую униформу, проникают на базы, медики заштопывают раненых — все как в жизни. Разве что последние иногда участвуют в диверсиях — им куда легче захватить ученого, нежели вооруженным до зубов головорезам. На плечах героя остаются бои с главарями бандитов — сражения яркие и запоминающиеся. Столь же яркой остается в памяти и сама игра, представляющая собой коктейль из триллера, детектива и фантастики. Коктейль, рецепт которого знает только один человек, за что его и называют гением.
Все усилия дизайнеров ушли на создание внешнего облика персонажей — выглядят они великолепно и двигаются соответствующе. Панорамы же, напротив, смотрятся бедно и серо. Да и решение заменить видеоролики обычными комиксами — весьма спорно. Над саундтреком работала целая группа японских авторов, поэтому фоновые мелодии немного непривычны для европейцев. Но если к необычному построению композиций еще можно привыкнуть, то отсутствие озвученных диалогов "давит" на уши до самого финала. Из-за неадекватного поведения оператора зрителю частенько не видно, что происходит на поле боя. Приходится постоянно останавливаться и осматривать окрестности — иначе какой-нибудь лихой вояка пристрелит в мгновение ока. Большую часть времени главный герой занят поиском солдат, выполняющих его поручения. Заниматься этим, конечно, можно бесконечно долго, поскольку в кузове грузовика помещается до сотни пассажиров, но более нудное занятие сложно себе представить. Основная тема, обсуждаемая в Portable Ops — дружба и взаимовыручка. Герой здесь — не терминатор, способный уничтожать все на своем пути, а обычный человек, которому для спасения мира еще нужна помощь. Он может ошибиться или пропустить нечто важное, но его всегда выручат товарищи, и от этого их дружба станет только сильнее.