отсутствие информации за пределами сюжетной линии.
Популярность Ктулху, ставшего одним из самых популярных персонажей онлайнового фольклора, добралась и до соседней Украины — иначе объяснить, почему "незалежная" студия Frogwares выбрала для своего творчества именно эту тему, не получается. К счастью, им хватило ума ознакомиться также и с произведениями Говарда Лавкрафта и не превращать игру в очередной фарс "про подонков и Бобруйск". Здесь нет и намека на опостылевшие шутки "на тему", а пейзажи даже днем выглядят невероятно тоскливо и неуютно. Американский писатель, ставший музой для сценаристов, умел нагонять страх, не описывая ни самих чудовищ, ни того, что они делали с героями рассказов. То же самое постарались сделать и его последователи, в точности следовавшие установленным правилам.
Кто-то лишний
Проблема лишь в том, что игра оказалась посвящена не столько Ктулху, сколько самому Шерлоку Холмсу, а наличие обеих фигур в русскоязычном названии — самый обычный пиар. Сценаристам пришлось выдумывать собственную историю и запихивать туда чудовище насильно, поскольку Конан Дойл спокойно прожил жизнь, ни о каком Ктулху не задумываясь. Согласно их верованиям, при скрещивании Холмса и Ктулху должна была получиться горючая смесь, обязанная обеспечить их творению либо заслуженное бессмертие, либо скорейшее забвение. Но, как это часто выходит, на практике получилось нечто среднее.
Отчасти тому виной некоторое отступление от канонов жанра — отступление весьма сомнительное и ничем в итоге не заканчивающееся. "Секрет Ктулху", вопреки традиции, использует не слишком популярное у создателей приключенческих игр третье измерение. С одной стороны, благодаря этому зритель избавлен от утомительного щелканья мышкой по всем имеющимся предметам. С другой — он же тыкается головой во все углы, чтобы не пропустить появление заветной пиктограммы с изображением руки или глаза. Аристократичный и не в меру вежливый Холмс не утруждает себя комментированием окружающей обстановки, в результате чего желание досконально исследовать локации бесконечно стремится к нулю. Даже погулять в свое удовольствие по городу не дают — либо путь оказывается чем-то перегорожен, либо Шерлок безапелляционно заявляет: "Мне сюда не нужно". Поэтому толку от таких нововведений — чуть.
Элементарно, Ватсон!
Поскольку "Секрет Ктулху" — уже третья часть приключений легендарного сыщика, художники успели набить руку в передаче его образа. Холмс выглядит, двигается и говорит именно так, как он должен это делать в понимании русского человека, воспитанного на фильмах Игоря Масленникова. Милый глуповатый толстячок Ватсон — тоже классический архетип. Зато ни за одним из второстепенных персонажей не просматриваются личности — вселенная, по которой бродит невидимый Ктулху, сплошь состоит из бездушных кукол.
В отсутствие собеседников развлекать себя остается только одним способом — решением классических задач с числами, символами или загадочными рисунками. Сыщик регулярно прикладывается лупой и метром к подозрительным местами, а иногда препарирует улики на своем столе с использованием микроскопа, скальпеля, пинцета и какого-то весьма хитрого приспособления. Временами на него находит желание пообщаться, и он обращается с заковыристым вопросом к Ватсону, место которого на время занимает игрок. Ответ в таких случаях, как и четверть века назад, приходится печатать самому на клавиатуре.
Впрочем, все это мелочи, сути не меняющие нисколько. Каждый в детстве читал книги Конан Дойла под одеялом и до дыр засматривал соответствующие фильмы, поэтому "Секрет Ктулху" вряд ли будет страдать от недостатка внимания. Вот только попытка скрестить ужасы с классической историей про "чисто английское убийство" вышла со значительными оговорками и малопривлекательна даже для фанатов. Уж лучше в сотый раз перечитать первоисточник и открыть для себя творчество Лавкрафта, если еще не. Все равно секрет Ктулху ушел в могилу вместе со своим создателем, и даже Путин не в силах ответить на поставленные вопросы.
С задачей передать гнетущую атмосферу художники справились, вот только персонажи при этом получились почему-то картонные. Части их лиц и тел периодически выезжают на метр вперед или проваливаются в туловище, что выглядит весьма устрашающе. Видимо этого и требовал сценарий. Актеры, озвучивавшие персонажей, отработали свой гонорар. Жаль только, к работе не привлекли Василия Ливанова — его голос, давно ставший каноническим, пришелся бы очень кстати и скрасил серые будни. На окружающий мир здесь приходится смотреть глазами Холмса, посему управление может оказаться не совсем обычным для многих поклонников жанра. Хотя в целом на повестке дня — все тот же сбор предметов с последующим их применением в ключевых местах. В большинстве случаев нужно просто использовать предметы из инвентаря или искать улики самому с помощью увеличительного стекла и других подручных средств. Процесс знаком с детства и раздражает только необходимостью выполнять цепочки порой не самых логичных действий только для того, чтобы сюжет двинулся дальше. Шерлок Холмс — спокойная, холодная личность и блестящий сыщик. Доктор Ватсон — его толстый и недалекий помощник. Ктулху — чудовище с головой осьминога и телом гуманоида, покрытым чешуей. Получившуюся смесь употребить внутрь не получается — слишком невкусно и уныло.