уникальная смесь головоломки и полноценной ролевой игры;
на удивление приличные диалоги.
Минусы
надоедливый саундтрек;
местами чрезмерно завышенная сложность;
стандартный сюжет про скелетов и Зло.
Столь же неохотно уживаются друг с другом "простые" игроки и завсегдатаи клубов, форумов и профильных мероприятий. Первые предпочитают что-нибудь не сильно давящее на мозги, вторые, наоборот, ищут развлечения посерьезнее, выставляя обывателей виновниками всеобщего упрощения. До сих пор принято считать, что "казуальные" игры годятся лишь на корм "скоту" — скучающим секретаршам, домохозяйкам и всем тем, чьи мозги по размеру не больше куриных. И никакие выставки, проводимые с целью показать обратное, не способны пока что повлиять на устоявшиеся стереотипы. Возможно, лишь с выходом игр вроде Puzzle Quest ситуация изменится в лучшую сторону.
Ликбез о шести цветах
В основу "Загадочного приключения" легла набившая оскомину головоломка Bejeweled, появившаяся шесть лет назад. Концепция ее чуть сложнее "Тетриса": на поле размером "хэ" на "хэ" клеток в произвольном порядке разбросаны несколько разновидностей фишек, которые нужно менять местами, соединяя в группы от трех и выше; освободившиеся ячейки заполняются новыми фигурами, и продолжаться этот цирк может до бесконечности в зависимости от наложенных условий. Сколько ушло времени у авторов на создание столь примитивной игры, не известно, но публике возня с разноцветными каменьями пришлась по вкусу.
С момента первого появления игры в продаже многие пытались превратить изначальную идею в нечто большее, но достичь апогея получилось лишь у скромной голландской студии Engine Software. Их версия Bejeweled от оригинала отличается так же, как ушастый "Запорожец" от современных гоночных болидов. Взяв первоисточник и не изменив в нем практически ничего, они добавили сверху, казалось бы, совершенно неподходящие ингредиенты: развесистый сценарий про очередного фанатика, силящегося захватить мир с помощью нежити, полноценную ролевую систему, компаньонов, строительство замка, магазин со шмотками, интриги, любовь, дилеммы и целый выводок зверей, пригодных для верховой езды. Перечислять все особенности, запиханные в небольшую коробку, можно долго. Лучше смешайте мороженное с греческим салатом — получится то же самое.
Я учусь экономить нервы
В самом начале на выбор дается четверо приключенцев: друид, рыцарь, воин и маг — каждый со своими особенностями и со стандартным набором характеристик, оказывающих влияние на ход сражений. Друид, как ему и положено, специализируется на природных катаклизмах, рыцарь без устали лечит себя и калечит других, воин черпает силу из кулаков, а маг — из всех доступных ему стихий. Четыре цвета фишек на поле отвечают за четыре школы магии — собирая каждые из них в отдельности, заполняешь соответствующие резервуары, из которых и черпается энергия для фокусов.
Потратить драгоценные флюиды можно на любое из семи заклинаний, умещающихся в узком рукаве героя. При этом приходится выбирать, какие из них наиболее подходят для данного момента — любвеобильные корешки, обволакивающие противника, или молния, устраняющая целый ряд фишек, ядовитый укус или топот ногами, лечение или защита, антидот или отрава. Поочередно делая ходы и комбинируя фишки, участники боя закидывают друг друга всякой ерундой, стремясь свести запас энергии и здоровья к нулю. Поначалу можно ограничиться универсальным набором заклинаний, но со временем от правильности их выбора будет зависеть победа в сражении и… собственные нервы.
Во время утомительных битв, растягивающихся порой на преступные часы, следить приходится не только за состоянием собственного самочувствия. Несчастный герой вынужден учитывать, какие фишки наиболее часто использует соперник и вовремя их ликвидировать, держать немного энергии "про запас", чтобы выставить защиту или убрать долгосрочные чары, а заодно искать нужные комбинации на поле, пытаясь не "подставиться". Все это выжимает жизненные соки и излишки интеллекта без остатка. Кофе, окрыляющий "Рэд Булл", чертов "сникерс" с кучей орехов — все это удел дураков и консерваторов. Современная молодежь слушает Тимати, покупает доли в клубах и играет в Puzzle Quest вместо экстази.
Поцелуй своего врага
Здесь почти все вопросы решаются перекладыванием фишек. Половину захваченных врагов можно оседлать, а после, очистив поле от разноцветных фигур, — натренировать, чтобы "лошадь" давала больше дополнительных заклинаний. Богатый ассортимент собственных приемов постепенно расширяется за счет магии, честно позаимствованной у противника. Из найденных же во время похода рун путем привычных манипуляций с разноцветными камушками складываются новые вещи.
За каждое из вышеперечисленных действий отвечает строение в собственном замке, требующее денег на возведение, а чтобы воспользоваться некоторыми заклинаниями, необходимо недюжинное количество опыта. И то, и другое также валяется на "поле боя" или выдается в качестве премиальных. От творящейся на экране каши первые пару дней отчаянно болит голова — успеть уследить за всем сразу и попутно помочь жуткому количеству нытиков, умоляющих о помощи, не получается никак. Простая в основе концепция буквально на глазах обрастает диким количеством нюансов, превращаясь в некое подобие шахмат, которые, на первый взгляд, тоже просто двигать.
Немного терпения, и через пару-тройку лет такие смешения простого со сложным превратят жизнь в рай. От развлечений вроде Puzzle Quest будут отказываться только закостенелые ретрограды, а совокупный оборот индустрии электронных развлечений выйдет за все мыслимые рамки. Аудиторией каждой игры станет целый мир, а не вышеупомянутая "элита", вооруженная дежурными шутками и сознанием собственного всемогущества. В таких условиях ни о какой дедовщине речи идти не может — скорее, о всеобщем единодушии. Что ж, лучше пусть так, чем бесконечная война там, где положено развлекаться.
Лучше сразу вооружиться принципом "внешность — не главное" и добросовестно пронести его до самого финала. Ничего кроме весьма скромных примеров творчества голландских художников здесь нет. Вокруг — типичное средневековье: плоские герои с "анимешными" физиономиями, одноцветные монстры и палитра в баснословные цветов тридцать. В отличие от остальных сотрудников студии, фантазия композитора исчерпала себя в первые пять минут — от назойливых героических трелей хочется застрелиться и как можно скорее. В их же отсутствие слышны лишь звуки уничтожающихся фишек и безапелляционное "Ваш герой на грани смерти". Как и львиная доля игр для Nintendo DS, детище голландских кутюрье использует десятую часть возможностей платформы. Никаких криков и страстных возгласов в микрофон, никаких сложных рисунков и росчерков на скорость — все ограничивается банальными тычками в экран. Но вам и этого хватит. В основе "Загадочного приключения" лежит головоломка трехсотлетней давности, завернутая в фантик толщиной с руку — все сражения, изучение новых заклинаний, модернизация шмоток и тренировка "коней" проходят с ее помощью. Не познав досконально премудрости ведения "боя", лучше даже не соваться в соседнее королевство. Puzzle Quest в буквальном смысле выбивает из жизни — отвлечься от бесконечного перебирания фишек практически невозможно. Решив выполнить пару заданий перед сном, от череды выматывающих все нервы сражений оторваться удается только утром. Нервотрепку сменяет любопытство, за ним идет банальная страсть "прокачки", которую сменяет чисто человеческий интерес из разряда "а что же дальше?". Чтобы остановить этот поток эмоций, нужно иметь нечеловеческую силу воли.