внешность и архитектура всех трех сторон соответствуют реалиям;
приятные пейзажи с массой мелких деталей;
простота освоения.
Минусы
ужасная актерская работа;
скучный сценарий;
все битвы превращаются в кашу;
низкий интеллект противников;
крайне медленно набирается армия.
Сегодняшние потомки Леонида и его соратников знакомы с их подвигом в основном по комиксу Фрэнка Миллера "300" и двум фильмам "на тему", вышедшим с разницей в 45 лет — в 1962-м и 2007-м годах соответственно. Хотя само спартанское общество с его презрением любых удовольствий и возведением военного искусства в культ еще долго будет привлекать внимание не только исследователей, но и простых людей. А вместе с ними — режиссеров, писателей и разработчиков игр, чьи творения позволяют в той или иной степени прикоснуться к загадочному отрезку истории.
Ростом невелик, в плечах не широк
В отличие от фильма Зака Снайдера, "Войны древности" не столь зрелищны и эмоциональны, зато позволяют ненадолго оказаться в шкуре того самого царя, который не постеснялся выйти полуголым перед многотысячной армией врага двадцать пять веков назад. Действие "Спарты" происходит в период между 500 и 450 годом до н. э., когда Персидская империя пыталась подмять под себя все страны Средиземного моря. В развернувшемся конфликте принимают участие три стороны: собственно персы, порабощенные ими египтяне и упорно отказывающиеся сдаваться греки.
Первые наступают, вторые борются за освобождение, а третьи ищут пути избежать участи других народов, невольно ставших частью огромной державы. Все расы пытаются как можно точнее соблюдать исторические реалии: имеют "правильный" набор войск, ездят на слонах и верблюдах, водят колесницы, обвешанные лезвиями по самое "не могу", носят соответствующие одежды и ходят в море на кораблях собственной разработки. Спутать греков с персами, а тех — с египтянами невозможно. Разве что Леонид получился какой-то совсем уж картонный, да и Ксеркс ничуть не похож на властного самодержца — ни доблестью спартанцев, ни величием Персии даже не пахнет.
Тише едешь
Вместо этого — стандартная схема "срубил дерево — построил дом, срубил еще — сделал лучника". Набор строений не выходит за рамки приличия: ферма, зернохранилище, золотодобывающая шахта, бараки, конюшни (слонюшни, верблюжушни), оборонительные сооружения, да несколько научно-исследовательских построек, повышающих защиту и убойность армии. Из-за огромного количества разнообразных зданий и доступных для изучения технологий процесс возведения базы может растянуться на долгие часы. А обзавестись приличной армией получится и вовсе ближе к вечеру, если начать сборы аккурат после завтрака.
Несмотря на преступно медленный темп создания армии, рано или поздно отряд нужной формы и размера собирается у ворот родного поселения. Как правило, это — разношерстная толпа, возглавляемая непомерно толстым героем — исторической, так сказать, личностью. Здесь нет изготовленных заранее типов войск — их место занял самый настоящий конструктор, в котором можно выдать каждому бойцу амуницию по своему усмотрению. К небольшому ассортименту табельного оружия постепенно прибавляются трофеи, честно утащенные крестьянами с поля боя, что и превращает подручное войско в балаган.
Достигшая вражеских территорий орава солдат, вооруженных чем попало, вгрызается в такую же кучу "плохих" и… начинается жуткая свалка. Разобраться, кто кому и чем стучит по голове практически нереально, пытаться организовать подопечных — тоже. Самое оптимальное в таких условиях — расслабиться и спокойно понаблюдать. В конце концов, не каждый день увидишь, как слоны врываются в стройные ряды сражающихся, раскидывая их в стороны, а стоящие неподалеку машины технически развитых египтян закидывают их тучами стрел. Непомерно большие модели зданий и галер позволили художникам развернуться — следить за рассыпающимся царским дворцом и отчаянно гребущими рабами, пытающимися избежать абордажных крючьев, по-настоящему приятно.
Смотреть по сторонам — хорошо
Все дело — в мелочах, в ничтожных на первый взгляд деталях. Именно они добавляют красок в знакомую до боли картину. Каждого спартанца, египтянина или перса можно посадить на коня, взятого из собственной конюшни или вытащенного из-под врага. Несущуюся колесницу — расстрелять и забрать себе, избавившись от ездоков. Или расставить по дороге к лагерю ловушек, обрушивающих на шагающие колонны противника огромные валуны. В этом мире ветер влияет на передвижение кораблей и полет стрел, скрипят снасти судов, герои оставляют следы на земле, а получившие серьезную оплеуху воины отлетают в сторону, теряя оружие и шлемы. Даже в спокойное время в каждом здании разыгрывается маленькая сценка соответствующего содержания.
Жаль только, "Спарта" не настолько зрелищна, чтобы выехать на одной лишь внешности. Она бесконечно далека от того спектакля, который разыгрывается в кинотеатре на сеансе "300 спартанцев", и компенсировать этот недостаток у нее получается с трудом. На поверку стороны функционально почти ничем не отличаются друг от друга, руки сами тянутся к кнопке, чтобы "промотать" тоскливые сюжетные ролики, а пары свежих идей оказывается явно недостаточно для маскировки имеющихся дыр. Впрочем, если отнестись к этому попроще, приключения Леонида и его друзей вполне сгодятся для ежевечерней "жвачки". Причем очень приятной на вкус.
Вода бьется о берег, осаждаемый город пылает огнем, дома рушатся, раскидывая вокруг куски стен и крыш, деревья и трава колышутся от ветра, повсюду бегают тушканчики, летают орлы, а знакомую с детства архитектуру египтян невозможно перепутать со скучными строениями спартанцев. Этой картине не хватает лишь лоска и человеческих роликов вместо жуткой мазни "на движке". Актеры, озвучившие героев этой драмы, зачитали текст в манере, аналогичной сценарию, — так же скучно и без всякого выражения. Вместо того чтобы хоть как-то разнообразить некоторую скудность звукоряда, они только добавили тоски. Лишь композитор, сочинивший весьма приличный саундтрек, добросовестно выполнил свою работу. Большие кнопки и классическая раскладка "горячих" клавиш отнимают считанные минуты на освоение. Промахнуться мимо нужного солдата или отдать ему "неправильный" приказ не получается никак. А жаль — было бы весело. Несмотря на наличие конструктора войск и целый ряд интересных идей, весь процесс сводится к банальной лепке максимально возможного количества солдат и последующей отправке их в сторону неприятеля. Можно захватить с собой пару колесниц или слонов, чтобы битвы выглядели эффектнее, и выдать всем трофейное оружие вместо штатного — это ничего не изменит. Первая же драка превратится в кашу и закончится в пользу тех, чей численный перевес… численнее. "Спарта" — "наш ответ" всем стратегиям, что вышли в последнее время на Западе и чья целевая аудитория — самые обычные люди, жаждущие зрелищ, а не работы мозгами. Детищу воронежской студии не хватает одного — эмоций: монотонность сражений за Средиземноморье усыпляет своей красотой, словно картина, на которой талантливый художник во всех подробностях изобразил штиль на море в солнечный день.