крайне неудобная камера, часто мешающая прохождению;
неотзывчивое управление;
остро не хватает зрелищности.
Считается, что пионеры паркура черпали свое вдохновение из книги "Природные методы физкультуры", написанной Джорджем Хебертом в начале двадцатого века. Она же послужила своеобразным руководством для французских интервентов, участвовавших во вьетнамской войне — с ее помощью они создали этакий "курс молодого бойца" (parcours du combattant), выжимавший все соки из солдат. Среди последних оказался и папаша Дэвида Белля, "звезды" фильма "13-й район". Воодушевившись примером отца и предложив Себастьяну Фука, сыгравшему гуттаперчевого террориста в "Казино Рояль", составить ему компанию, юноша начал использовать навыки, полученные в ходе занятий гимнастикой и боевыми искусствами, для передвижения по улицам города. За ними последовали другие, что в конечном итоге привело к образованию целого движения и появления Free Running на полках магазинов.
И все-таки паркур
Как и у любого спорта, у паркура есть своя терминология, которую неплохо бы изучить в процессе прохождения, чтобы знать, где какой трюк можно выполнить без риска для жизни. Сами спортсмены зовут себя "трейсерами", что означает "бегающие быстро", а в длинный список их приемов входят малопонятные поначалу названия вроде "тик-так", "кошачий прыжок " и "танец с шестом". Помимо стандартных движений в игру запихали и эффектные кульбиты из параллельного направления — кувырки, перевороты в воздухе с расставленными ногами и подгиб коленей в полете. Все они не несут никакой практической нагрузки и больше предназначены для произведения впечатления на публику.
Наличие Себастьяна Фука в качестве персонального тренера слегка оправдывает название — пройти предстоит школу именно свободного бега, а не паркура. Однако впоследствии все соревнования, в особенности парные гонки, будут рассчитаны на то, чтобы просто уложиться в заданное время — крутить сальто и выполнять цепочки трюков элементарно некогда. Трейсер реагирует на команды с запозданием, камера нехотя поворачивается вслед за ним, и шансы промахнуться мимо перил или тоненького шеста неприлично велики. Зачастую тяжело даже просто вовремя ткнуть в нужную кнопку, чтобы смягчить падение или перемахнуть через ограду, не останавливаясь. Единственный практически безотказный и эффектный номер — бег по стене, но ввиду скудности потенциально выполнимых трюков он быстро надоедает.
Когда манекенам скучно
Количество разновидностей состязаний не выходит за пределы десятка: фристайл, бег на время, тест на прочность, одиночная и парная гонки, плавное передвижение, сбор хаотично расставленных мишеней, нечто с громким названием "граунд зеро", да эстафета на пару с тренером. Все они сводятся к одному — преодолению нужного расстояния в кратчайшие сроки и, как правило, по заданному маршруту. Появляющиеся постепенно ключевые точки не дают выбрать дорогу самостоятельно — приходится пользоваться теми особенностями архитектуры, что попадаются под руку.
Самым необычным из всего списка является тест на прочность. В нем вместо трейсера из плоти и крови выступает пластиковый манекен, двигающийся с неестественной грацией. Ему не нужно демонстрировать красоту прыжков и плавность выполнения трюков — достаточно просто добежать до первого же ящика с динамитом и подорваться на нем. Подброшенная взрывом кукла с расставленными руками и ногами улетит в небытие, чтобы тут же подняться и направиться к следующей "точке икс". Отсутствие необходимости соблюдать тысячу мелких правил акробатики делает этот вид соревнования хоть сколько-то зрелищным.
Для жирных и любопытных
Всем остальным отчаянно не хватает динамики. Парная гонка превращается в банальную борьбу за первое место — тут уж не до кульбитов. Фристайл суть обычный ознакомительный режим, позволяющий изучить территорию и подготовиться к более серьезным занятиям. Чуть лучше на общем фоне выглядит "граунд зеро", основное условие в котором — не касаться пола. Здешний паркур на удивление скучен, но порой столь же сложен для выполнения, как и настоящий. Добиться от трейсера быстрого и эффектного преодоления препятствий можно лишь после жуткого количества тренировок, когда пальцы сами будут переплетаться в нужные узлы.
Без этого спортсмен будет вечно падать на землю, приземляться с топотом, тормозить перед оградами и вообще выглядеть, как закоренелый новичок, вечно постигающий искусство "природных методов физкультуры". В таком ключе Free Running можно рассматривать лишь как своеобразный ознакомительный курс паркура для тех, кто планирует им заняться в ближайшем будущем. Либо как заменитель реального спорта, когда собственная комплекция не позволяет перепрыгнуть даже невысокий забор.
Урбанистические пейзажи рассчитаны исключительно на то, чтобы их было как можно интереснее осваивать. Разнообразие, размах, архитектурные изыски — поищите это в другом месте. Здешние строители старались для тех, кто предпочитает красоте практичность, а стоящие рядом колонны и заботливо расставленные ограды рассматривает исключительно в качестве тренажера. Опостылевшие сборники с участием "звезд" хип-хопа и коммерческого "железа" здесь пришлись бы как нельзя кстати. Но, увы, вместо них — вялые композиции малоизвестных ди-джеев, больше годящиеся в качестве шумового фона, нежели музыкального сопровождения. Носиться по городу при таком аккомпанементе на порядок скучнее. Сложность трюков заключается не в их исполнении, а в безобразном поведении камеры и неадекватной реакции спортсмена на команды. Непонятно, с какой целью авторы засунули в игру такое неотзывчивое управление, но справиться с непослушным трейсером порой так же сложно, как научиться паркуру самому. Задача одна: максимально эффектно спуститься с крыши дома на землю или добраться до другого конца здания, истоптав все стены и бордюры. Чем краше это будет выглядеть со стороны, тем лучше. Все остальное, включая призовые шорты и футболки, не имеет значения. Несмотря на кучу вопиющих недостатков первый в мире симулятор паркура оставляет приятные впечатления, смешанные со злостью. Научить колченогого бегуна всем пятидесяти трюкам и хочется, и бесит. Жаль только, симуляции здесь гораздо больше, чем зрелищности — наблюдать за самими спортсменами в реальной жизни зачастую гораздо интереснее, чем выделывать то же самое на улицах виртуального Лондона.