Авторы сериала Command & Conquer, сами того не желая, наглядно продемонстрировали, во что может превратиться планета из-за увлечения нано-технологиями. Тибериум — токсичное вещество, занесенное на Землю метеоритом, стало прорывом в науке и бизнесе, заменив нефть, электричество и обеспечив людей всем необходимым. Все изменилось в тот день, когда ученые перестали контролировать деление атомов тибериума — погибла большая часть населения планеты. Возможно, когда-нибудь то же самое проделают и нано-роботы, только мы этого уже не увидим.
Твари из космоса
Действие Tiberium Wars начинается в 2047 году. Земля разделена на три зоны. Красная полностью покрыта тибериумом — здесь водятся мутанты и прочая нечисть. Голубую, где воздух все еще чистый, облюбовали богачи и военные из Всемирной Защитной Инициативы (GDI). Против них выступают обитатели последней, желтой, зоны, населенной террористами и несогласными с режимом. Именно они разработали хитроумный план по уничтожению станции "Филадельфия" — оплота GDI — что и привело к началу новой войны.
Пока обе стороны выясняли отношения при помощи ядерных боеголовок и роботов, на Землю прибыли корабли инопланетян, заславших полсотни лет назад метеорит с тибериумом. Они полагали, что люди уже перебили друг друга, а попали в самое пекло сражений. Руководство пришельцев приняло решение ввязаться в войну и уничтожить обе фракции, дабы наконец-таки захватить столь желанный кусочек Вселенной. Дальнейший сюжет настолько запутан, что до появления финальных титров понять хоть что-либо невозможно.
Безопасность превыше всего
Две кампании позволяют досконально изучить слабые и сильные стороны "голубых" и "желтых". Обе фракции развиваются практически одинаково — всем нужна энергия, научные лаборатории, казармы и заводы. Причем их возведение не гарантирует победы, поскольку противник может уничтожить построенное парой ядерных ракет. Приходится уделять больше времени планированию базы — собирать здания в одном месте и строить систему отслеживания вражеских ракет или раскидывать постройки в разных местах. Если враг уничтожит одну электростанцию, ее гораздо дешевле возвести заново, нежели окружать десятками систем ПВО.
Однако безопасность лагеря — это только полдела. Куда запутаннее выглядит процесс формирования армии. Кажется, что проще всего по привычке настроить несколько взводов танков и попытаться проломить оборону противника, но пехота, прячущаяся по окопам, подобьет бронетехнику в считанные секунды. Это заставляет долго и муторно просчитывать все особенности врага, не имея никакой гарантии, что тот все равно не подкинет парочку сюрпризов.
В голове постоянно приходится держать модель поведения выбранной фракции. Желтые террористы предпочитают открытой конфронтации тайные операции, превращая постройки соперника в руины. Их враги, наоборот, без мощных танков типа "Мамонт" и шага ступить не могут, но при большом их количестве снесут любую армию. Да и пришельцы не лыком шиты — летающие тарелки, медленно плавающие в облаках, уничтожают все живое.
Оригинальное мышление
На изучение всех аспектов игры уходит несколько дней, а закончив кампанию и попав первый раз в Сеть, понимаешь, что не способен ни на что серьезное. Реальные игроки из плоти и крови действуют куда смышленее — отдают пол-армии на съедение и, пользуясь замешательством врага, несколькими взводами уничтожают его базу. Спустя несколько часов, проведенных в их компании, на искусственный интеллект смотришь свысока. Стоит совершить несколько оригинальных ходов, как тот начинает лепить одну ошибку глупее другой.
"Войны за тибериум" насквозь пропитаны ненавистью и страхом. Три противоборствующие стороны, несмотря на пафосные речи, встречают рассвет с мыслью о неминуемой гибели, отчего каждый бой выглядит как последний. И это подкупает куда сильнее даже самых богатых тактических возможностей. Ведь только в мире, где страх — образ жизни, а не простое чувство, есть место настоящим героям.
Картинка целиком построена на контрасте серых зданий и ярких лазерных лучей, вырывающихся из орудий соперников. Каждый бой — это сотни оттенков красного, синего и фиолетово, льющихся с экрана на зрителя. Выйдя с утра на улицу, с недоумением смотришь по сторонам, ища взглядом летающую тарелку инопланетян, загадочно мерцающую высоко над горизонтом. Актеры, принимавшие участие в съемке видеовставок, иногда переигрывают — пафосные речи о победе и истреблении недругов звучат комично, но ничуть не трагично, в отличие от мелодий, полных энергетики и драматизма. Зато (это для вас, девочки) тут есть Джош Холлоуэй! Обновленный интерфейс позволяет легко и эффективно управлять базой, а несколько миссий спустя контроль над войском доводится до автоматизма. Всем бы так. Стычки с противниками чередуются с возведением базы. В голове приходится держать уйму вещей — защиту построек, производство новых видов техники и поддержание на ходу старой. При этом жизненно важно быть в курсе состава армии соперников, иначе все труды пойдут насмарку. Футуристические пейзажи Tiberium Wars надолго оседают в памяти, заставляя воображение работать на полную катушку. Вновь думаешь о будущем, о пришельцах и нано-роботах, пытаясь собрать эти разрозненные кусочки мозаики воедино. Похожее впечатление оставляет кино, сделанное с душой.