Первой добавить в устоявшуюся концепцию систему опций сообразили сотрудники голландской студии Engine Software. Их вариация на тему гонок в "голом" виде просто отвратительна: фантастически неуклюжие машины ездят со смешной скоростью в сто пятьдесят километров в час, очень условно поворачивают, бьются при каждом удобном случае и, вообще, ведут себя крайне неприлично. Считайте, что в купленную вами машину "забыли" положить двигатель, подушки безопасности и педаль газа, предложив приобрести все это отдельно. Человеческая скорость, нормальная маневренность и ударостойкость в StateShift — те самые дополнительные "аксессуары", которые еще придется заслужить, а после — научиться использовать. Нечего даже и пытаться осилить предложенный материал за пару вечеров — на прохождение одного из девяти чемпионатов может уйти несколько дней, после которых каждая трасса будет сниться по ночам в мельчайших подробностях. За неторопливыми и "честными" развлечениями, предлагающими все и сразу — в соседнюю дверь, пожалуйста.
Без излишеств
Кто проводит соревнования на дурацких машинах и с какой целью — не известно. Вступительный ролик и последующие заставки между заездами не показывают ничего, кроме летающих кораблей, сбрасывающих автомобили на трассу. С одинаковым успехом это могут быть как гонки радиоуправляемых игрушек, так и реалити-шоу с участием заключенных, главный приз которого — полная амнистия. В эпоху, когда хоть какой-то сюжет имеют даже самые примитивные головоломки, подобная скромность сценаристов вызывает искреннее удивление.
За отсутствием глобальных целей, остается единственный стимул — добраться до финиша. Выбрав себе подопечного из числа нескольких гонщиков, куда входит и наш соотечественник Сергей Баленко, сразу же попадаешь на трассу. Поначалу от водителя требуется минимум: свыкнуться с особенностями местной машинерии, научиться худо-бедно управлять неповоротливым автомобилем, собирать таблетки с энергией, да входить в повороты, скользя бочком. У всех персонажей одинаково неуклюжие машины и рассчитывать на то, что кто-то из них окажется более покладистым, не стоит — транспорт и его хозяева слеплены по одному шаблону.
В базовой комплектации болиды не имеют никаких излишеств, а по динамике разгона и управляемости напоминают плывущие вдоль реки деревья. Постепенно скупые организаторы гонок выдают участникам так называемые модификаторы, временно изменяющие тот или иной параметр автомобиля. Ускоритель разгоняет четырехколесное бревно до сумасшедших 250 км/ч, загадочное устройство с пометкой "Выжигатель" делает машину на удивление вертлявой, "Призрак" позволяет избегать любых столкновений и ловушек, а огромный брус с промышленным названием "Мамонт", вырастающий по всему периметру корпуса, служит в качестве тарана.
Каждый из них включается по мере необходимости определенной комбинацией кнопок и съедает разное количество энергии. Последняя пополняется синими таблетками, валяющимися на дороге, или во время дрифтинга, поэтому без умения входить в повороты в управляемом заносе делать здесь нечего — назойливые оппоненты раздавят в момент и помчатся дальше, весело скрипя колесами. Помимо вашего альтер эго в заезде участвует полтора десятка гонщиков, передвигаются они исключительно по двое и постепенно заполняют места погибших. Борьба с ними — настоящая война, где не помешает немного тактики: обогнать одного, протаранить другого и пустить ракету в след маячащей на горизонте третьей машине — что и в каком порядке сделать, нужно сообразить за считанные секунды.
Мы с Тамарой
На практике езда парами оказывается едва ли не самой серьезной проблемой, на фоне которой пресловутые модификаторы, жрущие энергию килограммами, выглядят блекло. Небольшая протяженность трасс и порционная подача соперников (пока не обгонишь первых двух, не дадут следующих) вкупе с их нечеловеческой реакцией — смесь чересчур гремучая. Если слишком долго тянуть резину, шанс приехать к финишу хотя бы пятым, снизится до нуля. Обойти же пару машин, виляющих из стороны в сторону и не стесняющихся подбирать с пола оружие, бывает не многим проще, чем разбить голову об кусок поролона.
Нервные клетки в такой обстановке утекают рекой: то трасса окажется неизученной или знакомой, но перевернутой зеркально, то соперники вытрясут всю душу, пока окажутся позади, то энергия кончится в самый неподходящий момент. Ближе к концу одиночной кампании, неохотно раскрывающей прелести здешних соревнований, динамика происходящего достигает своего апогея. Без аварий не проходит и десяти секунд, кто-то постоянно стреляет в спину, а активировать модификаторы один за другим приходится практически непрерывно. Жаль, доползут до этого момента только самые терпеливые — те, чьей психики хватит хотя бы на первую половину соревнования. Но такие уже все давно вымерли.
Неполный десяток трасс нарисован без особого энтузиазма — квадратные коридоры и несложные декорации имеют исключительно практическое значение. Город отличается от завода, тот — от заснеженной русской базы, которая в свою очередь не похожа на пустынные пейзажи золотых копей, но и только. Машины и вовсе сбиты под одну колодку, что, впрочем, не мешает им эффектно взрываться, разбрасывая в стороны колеса и ошметки корпуса. Рев двигателей и играющий на фоне саундтрек сливаются в единую кашу, преследующую до самого финиша. При желании эту какофонию можно отключить — все равно в ней нет никакого толку за исключением сигнала о приближающейся опасности. Да и тот дублируется соответствующим указателем на экране. Машины до невозможности капризны — хоть взятку давай за каждый поворот. Свыкнуться со здешними правилами управления непросто, еще сложнее — перестать путаться в комбинациях клавиш и научиться распределять энергию. Бесконечно жечь ускоритель или кататься в режиме призрака не получится. Ехать максимально быстро, избегать столкновений со стенами, вовремя ускоряться и активировать защиту, использовать на поворотах модификатор маневренности и рассчитывать свой путь так, чтобы к финишу обогнать оставшуюся парочку соперников — все это необходимо делать одновременно. На словах звучит почти ласково, на деле — вредно для психики. В первые пару часов StateShift выглядит, как рядовые гонки на сплющенных спорткарах, напоминающих помесь броневика и багги. Но стоит пересилить зевоту, и у детища голландских кутюрье обнаружится второе дно. После его открытия оторваться от безумной езды, требующей нечеловеческой концентрации и выматывающей все нервы, будет невозможно.