С тех пор прошло более тридцати лет, и ученые ставят уже совсем иные цели, рассчитывая отправить к 2015-му году первую пилотируемую экспедицию. По их расчетам, на строительство корабля придется потратить столько же, сколько на Международную Космическую Станцию, а полет продлится более двух лет. При этом многие космонавты заявляют, что шансов вернуться у экипажа, скорее всего, не будет — слишком сложно заранее предугадать, с чем придется столкнуться на Марсе. Как минимум, с радиацией, эффективно противостоять которой человечество еще не научилось.
Красное спасение
Свою версию развития грядущих событий представила чешская студия ALTAR Games, который год кряду занимающаяся развитием стратегического сериала UFO. В его новом эпизоде под названием "Прозрение" вам предлагается лично освоить марсианские просторы и спасти человечество от вымирания. Последнее началось в 2004-м году, когда раса ретикуланов решила захватить Землю и разбросала по всей планете споры, уничтожившие большую часть населения. Выжившие не смогли дать отпор пришельцам, и тогда было принято решение построить космическую станцию — на нее и отправились остатки человечества.
Вторым шагом на пути к восстановлению цивилизации стала экспедиция на Марс — именно эта планета Солнечной системы наиболее приспособлена к существованию людей. Высадка прошла успешно, и в кратчайшие сроки космические путешественники построили первые базы. Однако не все пошло гладко, как того хотелось: исследуя Марс, поселенцы наткнулись на недружелюбно настроенных роботов и вступили с ними в бессмысленную войну. Когда до полного истребления человеческой цивилизации оставались считанные месяцы, на помощь людям пришли… ретикуланы. Раздумывать о причинах внезапной вспышки добрососедских чувств было некогда, а потому люди без лишних вопросов встали под флаг бывших врагов.
Время — золото
Роль лидера вымирающей расы ложится на плечи игрока. В основе всей цепочки забот стоит база, на развитие которой уходит немало сил и времени. Заниматься приходится всем подряд: строительством, исследованиями, обучением воинов и боевыми операциями в тылу врага. Возведение зданий и исследование мощного оружия требуют неусыпного контроля — даже ученых и рабочих нужно распределять по объектам самостоятельно, иначе они и шагу не сделают. При этом необходимо постоянно расширять территорию влияния, иначе склады ресурсов перестанут пополняться, тормозя развитие.
За каждый клочок земли ведется ожесточенная схватка, а потеря одного солдата может привести к полному краху. Союзники воюют сами по себе и в локальные стычки не вмешиваются. Людям от них достался только корабль, позволяющий за считанные секунды перевозить до семи солдат в горячую точку. В руках каждого пехотинца — самое современное оружие, которое необходимо сперва исследовать и запустить в производство. Выбор огромен — от портативных лазерных пистолетов до ножей и пил. Со временем арсенал увеличивается, но большая часть образцов так и останется пылиться на полках, поскольку тратить время на перевооружение элементарно некогда.
Марс атакует
Враги с самого начала регулярно пытаются прорваться к базе, вынуждая действовать оперативно — время играет против людей. Добравшись до места назначения, семеро смелых сталкиваются, как правило, с превосходящей по численности группой роботов. Все схватки с ними проходят в реальном времени, хотя в любой момент боя можно включить паузу и обдумать план дальнейших действий. Реализма это не добавляет, зато позволяет спланировать наступление, послав одних в разведку, других — в наступление, а третьим дав задание охраняют группу с тылов. Если не бросаться в атаку с первых же секунд, победить противника не составит особого труда.
На деле коренные марсиане оказываются лишены хоть каких-то признаков творческого мышления и не блещут умом. Они бездумно атакуют и практически никогда не пытаются окружить противника. Да и убить их не сложно — достаточно нескольких зарядов, чтобы отправить робота на металлолом. В таком ракурсе постоянные стычки, перемежающиеся с рутинным развитием базы вскоре приедаются. Зачем исследовать новые виды оружия, если имеющиеся прекрасно справляются со своими задачами? Ближе к середине игры этот вопрос встает ребром, и добраться до финальных титров хочется лишь для того, чтобы узнать из-за чего, собственно, разгорелся весь сыр-бор.
Фактически "Прозрение" наступило на те же грабли, что и ее предшественницы. Неоправданно низкий уровень сложности привел к тому, что десятки технологий оказались лишними. Авторы потратили уйму времени, пытаясь дать каждому право выбора, но в итоге сами его и ограничили. Из-за этого последняя треть путешествия проходит, будто в тумане: машинальное нажатие клавиш и скучающий взгляд — вот и все, что способно выжать из пользователя творение чешских сапожников. Хотя, скорее всего, первая высадка человека на Марс будет еще скучнее.
Несмотря на отсутствие современных технологий или масштабных спецэффектов, картинка выглядит замечательно. Для своего творчества чешские дизайнеры избрали "мультяшный" стиль и не прогадали: яркие марсианские пейзажи, детально проработанные модели героев и противников, оригинальная архитектура производят приятное впечатление. Музыкальное сопровождение умерло еще до того, как композитор сел за инструмент — видимо, он вообще не догадывался для каких целей сочиняет мелодии. Не лучше ситуация и со звуком — автоматные очереди и голоса подчиненных получились совсем неубедительными. К управлению базой необходимо привыкнуть. И хотя авторы попытались максимально упростить интерфейс, на первоначальных этапах путается каждый. Зато командовать напарниками на удивление просто, благодаря режиму паузы, во время которого можно, не торопясь, раздать подчиненным задания. Игра построена по простой схеме: строительство базы — обучение персонала — бой. Никаких ответвлений нет и быть не может. С одной стороны, это плюс — всегда знаешь, что необходимо сделать в следующий момент, с другой — монотонные переходы от одного пункта к другому к середине путешествие приедаются. Несмотря на все недочеты, война за Марс надолго остается в памяти. Во многом благодаря полному интриг сюжету, из-за которого хочется добраться до финала и узнать, наконец, что же произошло на самом деле и почему бывшие враги вдруг превратились в лучших друзей. Без этого игра превратилась бы в отличное снотворное.