красочная картинка, под завязку набитая спецэффектами;
любопытный сценарий;
каждый "хранитель" уровня требует своего подхода;
динамичные сражения, заставляющие постоянно двигаться.
Минусы
очень мало оружия и дополнительного оборудования;
небольшое количество уровней;
из-за обилия красок иногда невозможно разобрать, что происходит.
То, что проделали с жанром так называемых "скролл-шутеров"1 сотрудники студии Playlogic, относится как раз к тем случаям, когда, пардон, из говна делают удивительно вкусную конфету. Изначальная концепция появилась лет двадцать назад и умещалась в одно короткое предложение "корабль летит по трубе и лупит во все, что движется". С годами менялось качество картинки и звука, иногда появлялась весьма условная возможность самостоятельно выбирать направление дальнейшего движения, но суть оставалась неизменной. В Xyanide Resurrection исправили главное — ориентацию звездолета в пространстве, а заодно придали действиям некоторую осмысленность. Здешний сценарий буквально напрашивается на то, чтобы стать основой для целого романа.
Из пилота — в палачи
На его страницах рассказывается история вымышленной планеты Мардар, жители которой когда-то жили в полном согласии. Жесткая государственная политика и неподкупность судей позволяли веками сохранять мир, но однажды спокойствие нарушили прилетевшие из соседней галактики захватчики. Без лишних слов и церемоний они ударили по поверхности лучами концентрированной энергии и разрушили большинство столичных городов. Уцелевшие силы мардарианцев тут же организовали контратаку и прогнали врага, растеряв при этом почти все корабли, космические станции и офицеров.
Чтобы хоть как-то оградить себя от неожиданного нападения и собраться с силами, власти приказали организовать вокруг планеты постоянно патрулируемый периметр. Несмотря на это, противник через некоторое время начал повторять атаки и, прощупав наконец оборону, вторгся вновь. Его намерения были очевидны, но командование в лице генерала Айкоза по непонятным причинам запретило ввязываться в войну. Против этого решения восстал честолюбивый пилот Дрейк — убив упрямого командира, он взвалил на себя всю ответственность и одержал победу хитростью.
Непрошенных гостей изгнали окончательно, а ослушавшегося приказа солдата-освободителя вместо награждения арестовали и приговорили к захоронению заживо. Гроб с телом предателя запустили на орбиту, где через тысячу лет его должно было поджарить солнце. Но прошло всего несколько столетий, и Мардар начал потихоньку разваливаться под действием неизвестно откуда взявшейся черной дыры. Дрейка сняли с орбиты, предложили полную амнистию, произвели в Палачи и выдали задание спасти цивилизацию от надвигающейся катастрофы, за которой стоит насквозь враждебный разум, называющий себя "Олицетворение мести".
Короче не бывает
За столь пафосным именем скрывается одинокая ведьма Агира, странствующая по Вселенной и разрушающая планеты. Дрейк за ней охотится в ее же подсознании, наполненном причудливыми мирами и созданиями. Есть здесь и длиннющий каньон с построенной вдоль одного из берегов стеной с колоннами, и огромный транспортный корабль, ползущий по пустыне, и даже недостроенный небоскреб с торчащими отовсюду железными балками. Населяют их в основном всевозможные механические чудовища, похожие на зубастые тыквы, гигантских гусениц, драконов и каракатиц или вовсе не имеющие прототипов.
Дрейк им может противопоставить лишь утлое суденышко, на которое с трудом умещается три "ствола" (плазменная пушка, дробовик, ракетница или лазер) и одна единица доп. оборудования — энергетический щит, либо магнит, притягивающий частицы ксианида. Последний играет роль пластилина — из него ведьма лепит сами миры и все его население. Пилоту же этот загадочный минерал инопланетного происхождения восстанавливает здоровье и служит в качестве денег для оплаты нового оружия и устройств. А поскольку валится он из каждого встречного, к концу прогулки на счету скапливается солидная сумма, которую элементарно некуда потратить.
Рожденные вселенским разумом твари лезут со всех сторон — снизу, сверху, сзади, спереди и вообще отовсюду, откуда можно выскочить, да к тому же передвигаются по хаотичным траекториям. Каждый норовит тут же выстрелить из всех бортовых орудий или пустить самонаводящуюся ракету, надолго прилипающую к цели. Чтобы продержаться в этой каше хотя бы пару минут, необходимо постоянно двигаться, смотреть на радар и без устали жать на гашетку. Ближе к концу каждого уровня пальцы, отвечающие за стрельбу и перемещение, становятся несгибаемыми — спасает лишь общая непродолжительность путешествия.
Рисунки — лучший подарок
Пять небольших уровней, пролегающих по различным мирам, остаются позади за какой-нибудь час-другой. Растянуть удовольствие можно лишь повторной игрой и сменой пути: в общей сложности фантазии художников хватило на полтора десятка уровней, отличающихся архитектурой, населением и финальными схватками. В конце каждого из них Дрейка ждет урод исполинских размеров, требующий определенного подхода к сражению. Гигантский паук, трехконечная морская звезда, огромный валун, составленный из чьих-то голов или механический шар — все они действуют по-разному и имеют свои слабые стороны.
В качестве награды за смекалку выдаются никому не нужные баллы, концепт-арт с картинками из игры и еще одна глава из анимированного комикса о приключениях благородного Палача. Он является единственным стимулом, ради которого хочется в очередной раз броситься навстречу ведьме, невзирая на порой зашкаливающую сложность. Призовая новелла нарисована акварелью, не лишена определенной привлекательности и вносит в бесконечную стрельбу хоть какой-то смысл. Многие, стремясь сохранить традиции жанра, не додумались даже до этого.
Это тот случай, когда "встреча по одежке" проходит идеально. Яркий, красочный мир, по которому носится тщедушный звездолет, постоянно сверкает, искрит и движется. В качестве фона служат слегка размытые картины разрушенных городов, чьих-то внутренностей или какая-то абстракция. Их размеры по сравнению с подопечным судном выходят за рамки восприятия среднестатистического человека. Звуковая дорожка, целиком состоящая из тяжелой электроники, практически не слышна из-за выстрелов. Хотя, говорят, самый лучший саундтрек — это тот, который не замечаешь. Основная проблема не в том, чтобы справиться с управлением, а в том, чтобы элементарно разобраться, кто и откуда летит. В отличие от классических игр жанра, здесь число степеней свободы максимально. Безостановочная пальба по лезущим изо всех щелей тварям прерывается лишь изредка. Крайне редко остающиеся на месте убитых порталы переносят Дрейка в мир призраков, где ему приходится отбиваться от совсем других созданий. Истребление привидений не только позволяет сделать передышку, но и награждается дополнительной жизнью в случае успеха. С точки зрения продолжительности Xyanide Resurrection не выдерживает никакой критики, зато по части эстетического исполнения ей нет равных. Фантасмагорические пейзажи, динамичность сражений и серьезная сценарная база оставляют массу положительных эмоций. А большего и не требуется.