во главе России можно поставить хоть Эрнеста Резерфорда.
Современники и потомки противоречиво описывали внешность Распутина. "Зубы были у него безукоризненные и все до одного целы, а дыхание совершенно свежее", — вспоминала писательница Вера Жуковская. Певица Александра Беллинг в своих дневниках, наоборот, говорила о "гнилых зубах и зловонном дыхании". А авторы "Агрессии" создали свой образ сибирского святоши: щеголеватый дерганый франт в костюме, котелке и блестящих галошах, нанятый на работу шпионом, вынюхивающим у врагов секреты и мешающим развитию городов — именно таким он предстает на экране монитора. При желании эту одиозную личность можно научить и другим профессиям: главы государства, изобретателя химического оружия, министра, командующего армией или художника.
Не нравится Распутин — заставьте шпионить в пользу России Владимира Ильича Ленина или пригласите руководить государством Карла Вилигута, сумасшедшего фашиста-мистика, за свою жизнь ни разу не ступившего на территорию нашей страны — в "Агрессии" можно все. С одной стороны, столь вольное чтение истории расширяет рамки, с другой — не понятно, как быть со школьниками, у которых в голове отложится, что театрал Сергей Дягилев и основатель автомобильного концерна Луи Рено были министрами, итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти — нацистским ученым, а революционерка Роза Люксембург — деятелем искусства. В этой вселенной история, и без того представляющая собой пластилин, попросту перестает существовать.
Основные действия разворачиваются в период с 1910 по 1950 годы на территории Европы, а также части Африки и Азии. Из восьми стран доступны лишь четыре — Россия, Франция, Великобритания и Германия; остальные (Италия, Испания, Турция и Австрия) вмешиваются в политический расклад "заочно". Весь процесс поделен на два этапа — стратегический и тактический. В первом происходит управление экономикой и внутренней политикой государства, строительством, развитием науки, а также дипломатическими отношениями с соседними странами, во втором — сражения с противником.
Руководство государствами сведено до полуобморочного состояния: экономика заключается в одноразовых манипуляциях с тремя ползунками, отвечающими за промышленность, образование и рождаемость; строительство ограничивается возведением двенадцати типов зданий, а научные исследования — тремя десятками открытий. Нет ни серьезных проблем, ни опасных народных волнений, а смена строя проходит на удивление безболезненно, лишь слегка расходуя казну. Все это время между городами бродят вышеупомянутые исторические личности и подавляют восстания, нападают на города противника или просто помогают в добыче ресурсов.
Выставив очередь строительства, наняв нужных специалистов и заставив их шпионить, управлять государством и развивать производство, вы либо набираетесь терпения, либо бросаете всю эту историческую вакханалию к чертям. Дожидаться накопления нужного количества средств для возведения очередного здания можно часами, и назвать это занятие хоть сколько-то увлекательным невозможно. Чтобы нетерпеливый игрок во время столь важного процесса не заснул, авторы подкидывают каждые пять минут какое-нибудь дурацкое задание вроде "отведи в такой-то город Николая II для подавления бунта" с копеечным вознаграждением.
Торжество человеческого разума
Чуть веселее становится во время сражений, хотя и тут первое же впечатление оказывается испорченным. Во время размещения войск на карте боевые единицы выбирают любую клетку, кроме нужной, а выигрыш зависит исключительно от того, кто займет несколько ключевых точек. Достаточно усвоить пару нехитрых приемов — и глупый противник проиграет даже при численном превосходстве. Наделить хотя бы толикой сообразительности искусственный интеллект не успели, и теперь несчастные солдаты вынуждены бежать на пушки по прямой, весело разлетаясь по всей карте после очередного выстрела. На войну это похоже слабо — скорее, на бессмысленную и беспощадную резню в детском саду.
У питерской студии "Леста" получился очень странный проект, задуманный с невиданным размахом. Вам предстоит одновременно заниматься политикой, экономикой, дипломатией, войной, разведкой, подавлением восстаний в городах и лечением эпидемий, а также эффективным развитием исторических персонажей. Вот только общая картина при этом разваливается на куски и появляется ощущение, что перед глазами несколько различных игр, связанных друг с другом многочасовыми паузами. На фанатских форумах то и дело мелькают сообщения о том, что скорость течения времени можно увеличить, изменив пару цифр в конфигурационном файле, однако заниматься подобной ерундой согласятся немногие.
На стратегическом этапе картинка предельно проста: бедноватая схема, где более или менее правдоподобно очерчены края материков да города-домики, озера-пятна и моря-лужицы посреди размазанной зелеными разводами суши. Тактический режим, съедающий все ресурсы компьютера без остатка, смотрится куда веселее. Спецэффекты, нервные пробежки солдат и гордо реющий над полем боя воздушный шар оживляют картину. Унылая синтетическая мелодия написана мертвецом или человеком, который никогда не слышал об эмоциях. Все остальное предельно стандартно: хлопки выстрелов, басовитое рычание самолетов и раскатистый гром выстрелов начисто вылетают из памяти после выхода из игры. Поначалу кажется, что интерфейс создан для инопланетных существ и простому человеку с ним никогда не справиться, но через некоторое время все встает на свои места. Главное — точно попадать мышкой в нужные кнопки и не лениться читать их описания. Невольно приходит на ум сравнение с рыбалкой на "пустом" водоеме, где все самое интересное происходит лишь в первые минуты: собирается снасть, измеряется глубина и забрасывается поплавок. А дальше начинается бессмысленное ожидание и… приходит скука. Глухое раздражение, вызванное историческими несоответствиями и обидой за гениальных людей, живших в начале прошлого века, постепенно сменяется восхищением перед смелостью разработчиков, задумавших ТАКОЕ. Жаль только, что им не хватило сил довести свое творение до ума.