саундтрек и единственный видеоролик взяты из фильма.
Минусы
устаревшая графика;
нет ни тактики, ни стратегии;
высосанный из пальца сценарий, точнее, его отсутствие;
все битвы превращаются в свалки;
за коробку с игрой почему-то просят денег.
Чингисхан родился 3 мая 1162 года в местечке Делюн-Болдок, что в районе озера Байкал, и был назван в честь татарского вождя Темучина, которого его отец победил накануне рождения сына. Он не имел никакого образования, не знал ни одного иностранного языка, но обладал огромным организаторским талантом и за время своего правления сумел создать империю, объединившую огромные пространства евразийского континента. Чингисхан с потомками покорили большую часть русских княжеств и смели с лица земли многие древние государства — земли Хорезмшахов, Китайскую империю и Багдадский халифат. Сами монголы до сих пор почитают Чингисхана как величайшего героя и реформатора, в памяти же европейцев он остался предвестником бури и тираном, угнетавшим порабощенные народы.
Со страниц истории — на киноэкраны
В последнее время личность Тэмуджина получила неожиданный спрос среди кинематографистов. Первыми очнулись китайцы, которым досталось от монголов ничуть не меньше, чем русским князьям: их рвения хватило аж на целый сериал, растянувшийся на тридцать эпизодов общей продолжительностью в 22 часа. Вслед за ними свое прочтение биографии знаменитого воеводы продемонстрировали японцы, совместно с монголами выпустившие полнометражное кино "Чингисхан: Всадник апокалипсиса". В основу же "Монгола" лег третий байопик — одноименный фильм, снятый нашим режиссером Сергеем Бодровым и рассказывающий о периоде жизни Чингисхана, который обходят стороной школьные учебники.
В картине Бодрова будущий "тиран" предстает обычным молодым человеком, терпящим лишения и попадающим в рабство, теряющим и снова находящим свою возлюбленную, благородным, справедливым и умеющим прощать. Съемки фильма проходили в китайской провинции Внутренняя Монголия, где сейчас живет больше монголов, чем в самой Монголии, на роли первого плана подбирали в основном коренных жителей тех мест, а для придания атмосферы всех актеров заставили разговаривать на монгольском языке. Потраченные на "Монгола" пятнадцать миллионов евро и партнерство с кинокомпаниями Германии и США позволили создать добротную киноленту, рассчитанную на любителей эпического костюмированного кино.
На историю плюем
Бюджет же, выделенный авторам одноименной игры, вряд ли выходил за рамки пятнадцати евро, если вообще не ограничивался бесплатным питанием. Из-за этого "Война" вышла больше похожей на возню в сосновом лесу, где идет непримиримая битва между черными и коричневыми муравьями, в которую иногда вступают синие и красные жуки. Две кампании — за монголов и китайцев — можно пролететь за один скучный вечер, поскольку все миссии длятся не больше четверти часа, а большинство и вовсе укладывается в пятиминутку. Здесь нет ни строительства, ни борьбы за контрольные точки, ни вообще чего-либо — только тупые перебежки с одного конца карты на другой.
Войска выдаются по мере необходимости, неожиданно появляясь на карте большими порциями, и все, что требуется — обвести их рамкой и отправить в точку, отмеченную флажком. Сорвавшиеся с места солдаты в считаные секунды добегут до нужного места, устроят жуткую свалку, вырежут основную часть противника и примутся добивать оставшихся. Так уж тут принято, что последняя пара выживших доставляет больше всего хлопот. Со стороны это выглядит комично донельзя: два полудохлых конника носятся меж деревьев, а за ними семенит вся подопечная армия, силящаяся ткнуть беглеца в круп и покончить наконец с заданием.
Выловить кого-либо из своих в такой суматохе практически невозможно, а если и получится, не факт, что это окажется кто-то нужный. Войска отличаются друг от друга только наличием коня, и человек несведущий не только не разглядит, но и никогда не сообразит, кто скрывается за непонятными названиями харагул, илдтэн, дю, цзинцзи и прочими цяншоу. Столь же невразумительна и постановка задач: сценарист почему-то решил, что наличие слова "да" в начале каждого второго предложения решит все проблемы, в результате чего вам в половине случаев придется самостоятельно решать, что означают благородные призывы вроде "Да сдохнут предатели волею Чингисхана" и что конкретно требуется сделать.
У авторов этого недоразумения на главной странице сайта написано "Мы создаем параллельные миры". Из чего они их создают, остается только догадываться, но судя по отсутствию "Монгола" в списке работ, все не так уж плохо — просто на разработку данной конкретной игры выделили мешок опилок и ведро мусора, да к тому же разворовали половину этих "сокровищ" по дороге. Даже если излазать два с лишним десятка уровней вдоль и поперек, не удастся найти ни капли того величия, которое сопровождает личность Чингисхана на протяжении вот уже девяти веков. Лучше поискать золото в курином супе — шансов гораздо больше.
Плоская как блин картинка имеет возраст не меньше пяти лет и с одинаковым успехом подошла бы сценарию на тему Второй мировой. В ней иногда невозможно отличить солдат от деревьев, все войска скроены по одному шаблону, а из спецэффектов присутствуют только микроскопические плевки крови, появляющиеся на земле после сражения. Не считая вступительного ролика, вырезанного из фильма Сергея Бодрова, саундтрек — единственное, что хоть как-то скрашивает присутствие во вселенной "Монгола". Вытащили его авторы все из той же киноленты, и только благодаря ему заработали оценку, отличную от нуля. Одни пиктограммы имеют весьма странные описания ("Покинуть здание или грузовик" — это, безусловно, очень актуально для XII века), другие поставлены там, где ничего нельзя сделать. А клавиши, которые должны применяться в многопользовательском режиме, присутствуют исключительно в коротенькой справке по управлению, поскольку мультиплеера здесь нет и в помине. Здесь еще более пусто, чем в высохшем грецком орехе, где хотя бы осталась труха. Так что, если вам есть чем заняться помимо игры в "Монгола" — займитесь. Сойдет даже ковыряние в носу. Единственное, для чего появляется на свет подобное творчество — это прибыль, которую издателю обязательно принесет зритель, посмотревший картину. И в этом плане "Монгол" нисколько не отличается от прорвы "рисованных квестов" про быдло, слепленных за неделю до премьеры очередного российского блокбастера, — ничего, кроме раздражения, он не вызывает.