Плюсы
в меру любопытный сюжет;
персонажи озвучены с большой любовью;
практически отсутствуют расхождения с книгой.
Минусы
неадекватное поведение союзников;
лошади крайне непрактичны;
картинка изрядно устарела;
чрезмерное количество агрессивной живности;
жуткое количество технических ошибок.
Борис Натанович Стругацкий вспоминал в своих "Комментариях к пройденному", что изначально планировалось писать весело и интересно, в стиле "Трех мушкетеров" Дюма, только со средневековой мочой и грязью, чтобы показать, как коммунист, оказавшийся в подобной среде, медленно, но верно обращается в мещанина, оставаясь при этом милым и добрым. Появившийся же в продаже вариант оказался совсем иным — сюжет поменяли, книгу назвали "Трудно быть Богом", но это не помешало ей разойтись по миру несколькими миллионами экземпляров. В советское время делать деньги на таких вещах никто не умел, хотя не так уж сложно было наладить производство комиксов, мультфильмов, сувениров и прочих сопровождающих товаров, чтобы пополнить социалистическую казну.
Чудесное исцеление Араты Горбатого
Наверстать упущенное попыталась воронежская студия "Бурут", создавшая одноименную ролевую игру, которая, согласно утверждению авторов, является "продолжением" романа. Ее события развиваются после того, как дон Румата Эсторский, повредившись рассудком из-за убийства любимой монахами, убил дона Рэбу, пришедшего к власти при помощи интриг. С тех пор прошла пара лет. Город Арканар, где происходили все события книги, контролирует бывший профессиональный бунтовщик Арата — несчастный юноша, получивший горб в результате избиения железными палками и потерявший правый глаз после удара булавой по голове. По крайней мере, так его описали Стругацкие; в игре же Арата отличается прекрасной осанкой и великолепным зрением.
Народные волнения в городе продолжаются с прежней частотой, разбойники нападают на мирных граждан в каждом переулке, при этом по ходу сюжета зрителю постоянно внушают, что действующий правитель Арканара хороший донельзя. В самом начале главного героя — молодого выпускника школы разведки — просят убить Арату (больно неудобный и принципиальный для власти человек оказался). Попутно об услуге просит и сам император, которого интересует любая информация об исчезнувшем доне Румате Эсторском. Однако даже до получения этих заданий необходимо дожить...
О душевнобольных и переодевании
Тихое местечко, откуда создатели предлагают начать погружение в мир братьев Стругацких, является базой имперской разведки. Там вас познакомят с начальством — благородным доном Майши, который научит обращению с мечом на трех чучелах, а затем вытащит собственный клинок и… одним ударом прикончит протагониста. Здесь нужно либо смириться с тем, что игра оказалась слишком короткой и с грустным концом, либо повторить попытку в надежде, что такого не произойдет. Во втором случае место сумасшедшего дона займут другие персонажи, также легко впадающие в приступы неконтролируемой ярости и заставляющие проявлять хитрость во время общения с ними. Им ничего не стоит напасть на вас после спасения от наемных убийц, предварительно выразив благодарность за помощь.
Столь же странен и сам главный герой, обладающий редким психическим заболеванием — боязнью прыжков, которую психиатры именуют катапедофобией. Бревна, заборчики и прочие незначительные препятствия становятся для него непроходимыми барьерами; лишь после покупки лошади ситуация нормализуется. С собой калека таскает целый пучок оружия, поделенного на четыре категории: легкое (шпаги и сабли), среднее (копья и пики), тяжелое (двуручные молоты и мечи) и дистанционное (луки и арбалеты). Аналогично по количеству и число "мирных" навыков: здоровье, дипломатия, выносливость и медицина, увеличивающая эффективность лечения союзников.
Отдельного внимания заслуживают возможность путешествовать верхом и фокусы с переодеванием. Драться сидя на лошади крайне неудобно, зато перемещение из точки А в точку Б проходит гораздо быстрее. Напялив же на себя одежду вора или роскошные аксессуары дона, можно завоевать доверие бандитов, либо найти общий язык с капризными аристократами соответственно. Помимо мирного населения на дорогах встречается множество хищных животных и разбойников — их уничтожение позволяет разжиться полезными трофеями и деньгами. В свою очередь опыт, необходимый для развития персонажа, набирается преимущественно при выполнении стандартных заданий, как правило заключающихся в поисках никчемной безделушки или убийстве торговца, задолжавшего денег кровожадным кредиторам.
Невидимые капканы
Выполнять их порой нет ни малейшего желания — со слишком уж большим количеством проблем и трудностей сопряжены поиски истины. В лесу постоянно нападают полчища волков, питающихся исключительно случайными прохожими; там же обитают и многочисленные разбойники — не менее агрессивные существа, жаждущие крови и зрелищ; а дорогу частенько преграждают различного рода заставы — чтобы их миновать, придется терпеть хамское обращение стражи и выполнять ее капризы. Однако все эти проблемы отходят на второй план на фоне жуткого количества технических недоделок. Очень трудно быть игроком, когда враги стреляют сквозь стены, союзники впадают в необъяснимые истерики, а сам главный герой то и дело застревает в невидимых капканах.
Впрочем, при всех этих недочетах очевидно, что авторы вложили немало фантазии в сценарий, построив по-настоящему огромное государство на основе немногочисленных описаний самих Стругацких. Разворачивающиеся на экране события в точности следуют заданной писателями линии и наверняка заинтересуют многих поклонников их творчества. Страдающий склерозом благородный дон Тамэо, требующий бутылку достойного вина, хмурые монахи, вершащие свои дела во имя Господа, вечно пьяный отец Кабани и даже специфический лексикон книги оставлены нетронутыми и вызывают желание узнать, чем закончится вся эта история. Жаль только, ее "прочтение" доставляет совсем не те эмоции, которых ждешь от подобных произведений.
В конце прошлого века такую игру назвали бы революционной. В наше время аляповатые отростки на заду лошадей, именуемые хвостами, лица-пятна, на которых трудно что-либо разглядеть, и одинаково неестественная походка вызывают бурные овации лишь у неискушенных зрителей. Спокойная мелодия во время боев сменяется энергичной музыкой, разогревая страсти, а персонажи искренне выражают свои чувства в разговорах, не забывая про интонацию и акценты. В происходящее на экране так и хочется поверить. Правда, при этом желательно закрыть глаза, чтобы не видеть, как твердо стоит на своих ногах отец Кабани, уверяющий, что спит. Создатели не стали изобретать очередной велосипед, взвалив выбор направления движения и удары на мышь, а немногочисленные функции — на кнопки клавиатуры. Разобраться в таком раскладе сможет и ребенок. Самое интересное здесь — диалоги, создающие определенное представление о сюжете. Томительное ожидание загрузки очередной локации, драки в порту и поиски доспехов для сумасшедших донов воспринимаются на их фоне как досадные помехи. Для прочтения книги, легшей в основу, требуется несколько часов, при этом она подарит массу эмоций и удивит продуманным сюжетом. Для прохождения игры требуется в десятки раз больше времени, и тратить его нет никакого смысла — ничего кроме кучи промахов и ошибок вы не найдете.
1377 Прочтений • [Обзор: Трудно быть Богом] [21.05.2012] [Комментариев: 0]