функции изменения времени используются крайне слабо;
совершенно невменяемое управление квадроциклами.
Столь же противоречив и вопрос о том, как изменится настоящее в случае вмешательства в дела минувших дней. Большинство писателей в красках живописует, какая кара ждет любого, кто решится изменить "естественный ход истории", и к чему может привести незапланированная смерть даже самого мелкого существа. Гораздо меньше людей вспоминает о теории возвратности, когда свершившиеся факты воспринимаются как конечная точка с бесконечным количеством путей, так или иначе приводящих к ней. В этом случае, если вам вздумается отправиться во вчерашний день и пристрелить, к примеру, Владимира Ильича, революция все равно случится — просто произойдет она попозже, или народ найдет себе другого кумира. В конце концов, на глобальные вещи влияет не какой-то конкретный человек, а совокупность людей и событий.
Имя героя не помнит страна
Из огромного теоретического материала, скопившегося за время, прошедшее с тех пор, как человек впервые задумался о путешествиях во времени, можно состряпать шикарную новеллу. В мировой литературе есть масса примеров крайне оригинальных произведений, герои которых путают читателя своими прыжками во вчера, завтра и обратно, но TimeShift — не тот случай. Фантазии здешних сценаристов хватило на пару абзацев банальной мути про сбежавшего в параллельный мир профессора Крона и его поиски. При этом даже эта кастрированная беллетристика подается бессвязными микроскопическими кусками, будто чья-то невидимая рука хаотично вырвала из цельного произведения 90% материала.
Главный герой — существо безымянное и к тому же безголосое, — прыгнув за беглецом во временной портал, попадает в совершенно ненормальный мир, где с гигантскими боевыми роботами, возвышающимися над небоскребами, и ультрасовременным оружием соседствуют дирижабли и архитектура сороковых годов прошлого столетия. Здесь все, как было когда-то в Германии времен Второй мировой, только с небольшими поправками: разрушенные дома, агитационные плакаты с нацистской символикой и воодушевляющими надписями вроде "Сопротивление бесполезно", снующие по развалинам повстанцы и царящая повсюду атмосфера тоталитаризма. То есть, по сути, тот же фашизм, только у руля стоит другой Гитлер, да прогресс шагнул чуть дальше.
Если я заменю батарейки…
Эту вселенную Крон создал с помощью того самого вмешательства, которое неумолимо рождает бесконечное множество параллельных ответвлений истории. В одном из них он и поселился, обезопасив свое существование с помощью реактивных самолетов, ходячих турелей и верных ему пехотинцев. Часть из них носит альфа-версию разработанного профессором костюма, позволяющего перемещаться в пространстве с удвоенной скоростью. Его преследователь же отправился на поиски в усовершенствованном варианте волшебной брони — она не только замедляет время, но и останавливает или пускает его вспять, а заодно дает рекомендации и предупреждает об опасностях.
Пользоваться широко разрекламированными в пресс-релизах операциями со временем вам придется очень дозировано. Самая популярная из них — замедление: уменьшив скорость хода часов, безымянный герой аккуратно всаживает одну пулю за другой во вражеских солдат, пока те ведут себя, словно сонные мухи, попавшие в сироп. Две другие применяются гораздо реже и в основном для решения простейших задачек, когда нужно проскочить через огонь или обваливающийся коридор. Однако все они почти одинаково активно съедают встроенную в костюм батарейку, которая, в свою очередь, требует регулярной подзарядки. Прогуляться по "замороженным" улицам, лениво отстреливая все, что напоминает по форме человека, не получится.
Куда проще обстоит дело с оружием и патронами для него — и того, и другого набросано, как листьев в осеннем лесу. Одновременно с собой можно носить лишь три "ствола", хотя их общее число доходит почти до десятка и включает в себя пару разновидностей гранат, пистолет-пулемет, штурмовую винтовку с подствольным гранатометом, винчестер, снайперскую винтовку, плазменную пушку, базуку, пулемет, совмещенный с огнеметом, и арбалет со взрывающимися стрелами. Последний играет в этом мире роль универсального оружия, уничтожая весь азарт от перестрелок: с определенного времени большинство из них начинает протекать по схеме "замедлил время — выстрелил каждому врагу в пузо стрелой — проследил, чтобы все умерли — пошел дальше".
Ни "бе", ни "ме"
К TimeShift лучше сразу отнестись, как к "полярному" продукту, где на каждый "плюс" есть свой "минус". Ситуаций, требующих изменения привычного течения времени, здесь мало, хотя жаловаться на это глупо — и то, что есть, превращает сражения в скуку. Не спасает даже наличие мозгов у приспешников Крона: они скачут от дерева к дереву, прячутся в укрытия, окружают, бросаются в рукопашную, но при этом ничего не могут противопоставить сверхъестественным способностям гостя из будущего. Этот и от любой гранаты увернется, и по минному полю пройдет прогулочным шагом — лишь бы хватило запаса энергии.
Сгибающийся под грузом националистической идеи мир убедителен внешне, однако имеет крайне скудную литературную основу и сделан в большинстве случаев из железобетона. Прибитые гвоздями стулья и закрытые "лишние" двери не дают ни единого шанса сделать шаг в сторону. Волшебный костюм оказывается бессильным перед ограничениями дизайнеров: любая попытка пойти другим путем заканчивается непреодолимым мотком колючей проволоки высотой в полметра или невидимой стеной. До самого финала не покидает ощущение, что все это — свобода, сценарий и даже имя главного героя — было, но потом исчезло, оставшись только в памяти авторов.
Впрочем, имеющегося в наличии содержимого хватает, чтобы застрять в "альтернативных сороковых" надолго, невзирая ни на какие огрехи. Остановка, замедление или "отмотка" времени каждый раз вызывают эстетическое удовлетворение — смотреть, как вода течет назад, а едва разорвавшийся на куски солдат "собирается" воедино, можно до бесконечности. Превосходство над обычной солдатней тоже имеет свои прелести, создавая приятное чувство всемогущества внутри. Откровенно не хватает только внятного сценария и хоть какой-то предыстории происходящего. Хотя это, скорее, придирки старого эстета.
С любовью нарисованные пейзажи местами по-настоящему красивы, шагающие по городу роботы пугают до дрожи, только выглядит эта красота так, будто смотришь на нее сквозь стекло. Теоретически, так оно и есть, поскольку на голову протагониста надет самый обычный шлем, имеющий смотровые щели. На практике к тому же слегка "замыленная" картинка серьезно понижает требования к ресурсам — что называется, "вам шашечки или ехать". Город, в котором начинаются поиски сбежавшего профессора, постоянно живет: по небу то и дело со свистом пролетают самолеты, шумит дождь, со всех сторон доносится стрельба и крики, а где-то вдали стучит огромными лапами гигантский робот-паук. Каждый звук находится на своем месте, усиливая ощущение присутствия — даже топот шагов на каждой поверхности свой. Самое главное — запомнить, где находятся кнопки управления временем; все остальное — частности. Из себя выводят только откровенно безумные квадроциклы, превращающие поездку на них в постоянную борьбу. Проехать хотя бы несколько метров на этом чудовище и не свалиться в кювет — целое искусство. Все недостатки сбалансированности оружия и самого процесса игры улетучиваются в многопользовательских сражениях. Там фокусы со временем имеют более четкую огранку и используются локально, для чего в арсенале каждого бойца имеются специальные хроно-гранаты, влияющие только на перемещение жертвы. По меньшей мере, это любопытно. На TimeShift так и хочется взглянуть, как на "первый блин". Если идея со временем придется по душе издателям, мы рано или поздно доживем до полноценного боевика — сошедшего с большого экрана голливудского блокбастера, позволяющего вмешаться в сценарий. Пока же это типичный шутер со своей "изюминкой", пусть и очень маленькой.