никогда не поймешь, какой предмет можно взять, а какой — нет;
неряшливая картинка, нарисованная на скорую руку;
нет ни атмосферы, ни юмора первоисточника;
невыразительные диалоги, зачитываемые с пониженной скоростью.
В наше время ситуация обратная: бюджеты выросли в десятки раз, а уровень актерской игры упал ниже плинтуса. Сегодняшние режиссеры обожают снимать плоские, как блин, комедии или бессмысленные боевики, набирая актеров не по таланту, а "по рекомендации". В этом плане "Дню выборов" повезло — в списке людей, принимавших участие в картине, числятся далеко не самые последние персоны. Чрезмерно говорливого режиссера сыграл Евгений Стеблов, действующего губернатора — Александр "Толстяк" Семчев, а в эпизодах мелькают лица Марата Башарова, Дмитрия Певцова и телеведущего передачи "Сто к одному" Александра Гуревича. И все это — не считая самих участников комического театра "Квартет И", с чьей подачи фильм и появился на свет.
Федот, да не тот
Их спектакль "День выборов", который лег в основу картины Олега Фомина, является продолжением культовой пьесы "День радио" и идет уже четыре года. Главные роли в нем играют непосредственные организаторы квартета — выпускники ГИТИСа Леонид Барац, Александр Демидов, Камиль Ларин и Ростислав Хаит. Они же стали сценаристами фильма, или, как его называют сами создатели, "фарс-мажорной комедии". В ней коллектив радиостанции со странным названием "Как бы радио" получает от загадочного олигарха, некоего Эммануила Гедеоновича, задание — провести предвыборную кампанию и "сделать рейтинг" абсолютно бесперспективному кандидату в губернаторы одной из областей на Средней Волге.
Ведущие, "креативщики", секретари, администраторы, звукотехники и музыканты по команде поднимаются в пять часов утра и отправляются в плаванье на пароходе "Сергей Абрамов". По дороге они проводят в областных городах пресс-конференции, устраивают митинги и дают концерты, сам же кандидат на протяжении всей предвыборной кампании решает кроссворд, периодически отвлекая пассажиров вопросами. Горе-промоутеры работают в поте лица, пьют, попадают в комичные ситуации, снова пьют, а под конец выясняется, что их идейный руководитель перепутал Саратовскую область с Самарской, и все усилия оказались напрасны. Этому типичному театральному финалу не хватает только занавеса — его роль в фильме играет немая сцена, в которой работники радиостанции с нескрываемой тоской глядят на нового кандидата.
Бутылочное знакомство
Разработку одноименной игры, появившейся вместе с премьерой кинокартины, поручили студии "Сатурн-Плюс", давно заслужившей себе дурную репутацию. Жанр выбрали тот же, что и всегда — пресловутый "рисованный квест", кое-как начирикали несколько статичных картинок, неохотно озвучили персонажей и выбросили все это на полки магазинов. От оригинального произведения остались только приблизительно похожие декорации, да все основные герои пьесы в карикатурном изображении. Ни искрометного юмора, которым богаты спектакль и фильм, ни голосов самих актеров вы здесь не найдете.
Чтобы хоть как-то заинтересовать зрителей, многие из которых уже успели дважды познакомиться с творением "Квартета И", в сценарий добавили еще одно действующее лицо — жителя Поволжья, деревенского парня Степана Матросова. Рыбачивший на речке волжанин случайно выловил бутылку с запиской, брошенную с проплывавшего мимо парохода. В записке незнакомая женщина молилась, чтобы волны доставили бутыль в руки настоящего принца, который найдет ее и утащит с богом проклятого судна. Недолго думая, Степан прыгнул в лодку и отправился вслед за пароходом, чтобы отыскать свою суженую.
На корабле Матросов устраивается работать матросом (очень оригинально) и начинает потихоньку выполнять поручения пассажиров, попутно пытаясь выяснить, кто из присутствующих здесь дам является автором записки. Поп умоляет почистить ему ботинки, у фокусника застрял в шляпе кролик, бармену нужна перечная мята для коктейля, заезжей певице — аккомпанемент, а беспечный кандидат в губернаторы просит объявить о вечеринке у себя в каюте. Большинство заданий просты и требуют минимальной работы мозгами: взять тут, использовать там, соединить пару предметов, разобрать на части третий и отнести получившееся куда следует — вот и весь набор действий. Догадаться, что и куда применять, можно без особого труда, благо охочий до болтовни Степан на каждый тычок мышкой выдает целую тираду с кучей эпитетов, сравнений и образных выражений.
Практически все действие происходит на борту "Сергея Абрамова" под размеренную музыку и бесконечное воркование главного героя. Из фильма в игру перекочевали несколько коротких нарезок с кадрами, обкусанный со всех сторон саундтрек, да пучок цитат. Сатира, атмосфера абсурда, яркие персонажи, музыкальные номера в исполнении "звезд" отечественной эстрады и все прочие прелести остались за пределами дизайн-документа. Несмотря на это, удивительно пресный продукт "по мотивам", слепленный на скорую руку, пользуется некоторой популярностью, правда, преимущественно среди тех, кто в глаза не видел первоисточника. И если вы один из них — лучше сходите в театр.
Карикатурные персонажи, яркие краски с минимальным количеством полутонов, небольшое число деталей — так нарисует даже в меру талантливый школьник. Более типичной для наших широт картинки найти невозможно. Персонажей озвучивали люди, бесконечно далекие от театра и кино. На оригинальных актеров разоряться не стали, поэтому все участники предвыборной кампании получились совершенно безликими и заторможенными. Их размеренная болтовня гораздо чаще усыпляет, чем смешит. Почти каждая локация содержит уйму предметов, доступных для изучения, однако лишь некоторые из них можно взять с собой — все остальные предназначены исключительно для того, чтобы Степан мог проявить свое красноречие. При этом понять, какие вещи активны, а какие лежат для красоты, не получится, пока не перетыкаешь все мышкой. Классическая механика, существующая со времени появления первых приключенческих игр, не претерпела никаких изменений. Разве что для более быстрого перемещения по судну в кармане главного героя имеется карта. Без нее было бы совсем тоскливо. Если бы не извечная жажда издателей "срубить бабла" на пустом месте, из "Дня выборов" вышло бы вполне вменяемое развлечение, способное поддержать интерес к первоисточнику у людей искушенных и заинтересовать в нем тех, кто кино и театр посещает раз в тысячелетие. Но это все мечты, мечты…