увлекательный сюжет, "разгоняющийся" по мере повествования;
огромное количество заданий.
Минусы
слишком частые и долгие загрузки;
аляповатый и не очень удобный интерфейс;
неказистая боевая система;
половина актеров озвучения явно схалтурила;
не редки неожиданные "вылеты" из игры и утечки памяти.
Постепенно Сапковский отмяк, слегка попинал нерадивых соотечественников, и в конечном итоге у "Ведьмака" появилась серьезная литературная основа, рассказывающая о событиях после окончания Великой войны. Вернувшийся из забвения ведьмак просыпается в крепости Каэр Мохен, имея при себе один единственный меч и склероз во всю голову. Он никого не помнит, не знает ни одного рецепта, недоумением в глазах реагирует на любые фразы вида "Это же я!" и вообще ведет себя дюже странно. Постепенно Геральт восстанавливает память, возвращает себе оружие и заново приобретает опыт борьбы с нечистью. Его "посмертная" биография, состоящая из вступления, пяти глав и эпилога, до отказа набита событиями и является вполне самостоятельным произведением, пусть и относящимся к категории "По мотивам".
Градации серого
Вся история протекает на небольшой по меркам вселенной территории столичного города Вызимы и его окрестностей, однако ее Геральту с лихвой хватает, чтобы встретить с десяток старых знакомых и перерезать глотки сотням подонков, портящих жизнь честным гражданам. Слегка поправив самочувствие, он отправляется искать лиц, ответственных за похищение ценного ведьмачьего имущества из подземной лаборатории цитадели. По ходу повествования поиски превращаются то в запутанный детектив с целым набором подозреваемых, то в динамичный боевик, тасующий понятия добра и зла, как колоду карт.
По мере расследования дневник Геральта заполняется всевозможной информацией о местах, людях, выданных ими заданиях, рецептах зелий и прочей галиматьей, отнимающей уйму времени на прочтение. Одни ищут пропавших родственников, другим некомфортно ходить на работу, когда под боком болтается шайка утопленников, третьим просто лень что-либо делать, и они готовы заплатить даже за ковыряние в собственном носу. В каждом диалоге имеется несколько вариантов ответов и пара-тройка опций, позволяющих подкупить, задобрить или напоить собеседника, но все эти фокусы имеют и обратную сторону — неосторожно брошенная фраза или "неправильный" подарок могут обидеть визави.
Большинство записей относится к основной цели путешествия или заполняет очередной пробел в знаниях страдающего амнезией охотника за приведениями. Из чего сделать тот или иной эликсир, чего боятся и чем сильны те или иные твари, куда ушел, собака, молочник и зачем нужно гадкое пойло под названием "Слезы жен". Без книг невозможно собрать ни одного ингредиента для зелий или освежевать самый завалящий труп, хотя есть в них и информация "для души" вроде местного фольклора. Если не лениться и добросовестно вникать в каждый текст, в сознании постепенно вырисуется яркая картина с массой деталей.
Убей меня танцем
Чтобы выжить в малознакомом мире, любознательному ведьмаку приходится то и дело выполнять грязную работу, частенько выторговывая себе гонорар. Дополнительные доходы можно получить и кулачными боями или игрой в кости, хотя все это, как и алкоголь, скорее относится к мелочам, добавляющим красок. От пьяного воина в драке толку не больше, чем от зубочистки, кости быстро утомляют своим однообразием, а найти достойного соперника для мордобоя практически невозможно. Куда интереснее потратить время на "раскрутку" очередной барышни, благо здешние девицы — сплошь клиентки Хью Хеффнера. Или Ларри Флинта, если угодно.
Пресловутые "квесты" (до чего ж дурацкое слово) служат и основным источником талантов — местного аналога очков, идущих на развитие персонажа. Проблемы потратить завалявшиеся баллы не существует, поскольку дерево умений Геральта расползается на весь экран и к тому же зависит от выбранного параметра. У серебряного меча одни пируэты, у стального — другие; помимо них в активе ведьмака есть еще несколько заклинаний, четыре основных характеристики и различные стили ведения боя. Причем последние — не пустые слова, а три принципиально отличающихся друг от друга способа фехтования. Достаточно проигнорировать один из них — и первая же стычка может оказаться фатальной; не спасут даже вступающиеся за героя стражники.
В этом плане у поляков вышел небольшой конфуз. Решив придать сражениям немного осмысленности, они добились своего, но превратили их в зрелище сомнительной красоты. Вместо того чтобы врезаться в гущу битвы, Геральт подбегает к толпе упырей и… начинает шататься на месте, как глупая кукла, периодически совершая выпады. То же самое делают и его противники, покусывающие охотника по очереди и раскачивающиеся с ним в такт. Выглядит это комично, но привыкнуть, как известно, можно ко всему. Через полчаса таких танцев вы научитесь на лету переключаться между стилями, вовремя жать кнопку для нанесения серии ударов и эффектно добивать лежачего противника. Правда, динамики дракам это не прибавит ничуть.
Это надолго
Куда пойти и чем заниматься в свободное от зачистки время — дело сугубо личное. Можно тупо пробежать галопом по основной сюжетной линии, потратив все таланты на фехтование и наплевав на все остальное, а можно сосредоточенно обойти каждый уголок Вызимы, превратив Геральта в универсальную шинковочную машину. Здесь всегда найдется, с кем поболтать и куда сунуть нос, нечисть никогда не переводится, да и просто приятно порой поглазеть по сторонам, любуясь закатом или отблесками костра на лицах путников. Днем на дорогах появляется уйма народу, снующего по своим делам, а ночью, как и положено, жизнь перемещается в дома и таверны. Даже в дождь половина горожан сбивается под навесами, при этом каждый житель — потенциальный собеседник и работодатель.
Только первая глава бесследно уносит из жизни семь-восемь часов и лишает всех желаний, кроме самых естественных. За это время успеваешь начисто вырезать целую деревню, переспать с тремя девицами (виртуальными, к сожалению), выполнить не один десяток поручений и столько же раз помереть, привыкая к неказистой боевой системе. Отсутствие быстрого перемещения между ключевыми точками заставляет нарезать километры дорог, не вызывая при этом ни капли недовольства, а пухнущий от писанины дневник на время заменяет чтение сторонней литературы. Возможно, когда-нибудь найдется и кинорежиссер, способный столь же тонко прочувствовать терпкий дух альтернативного Средневековья, где ходячие мертвецы — обычное дело. Но до этого еще надо дожить.
Сам город Вызима и его окрестности нарисованы с душой и доверху напичканы мелкими деталями — брошенными вещами, мусором, сломанными досками, домашними животными, скачущими лягушками и разлетающимися из-под ног голубями. По всему этому великолепию носится статный мужчина с белыми волосами, развевающимися на ветру, и бродит по своим делам дикое количество обывателей. Этот мир действительно живет. В любое время суток улицы полны всевозможных звуков. Ночью воют волки, трещат разбитые костры и скрипят сверчки, днем шумит народ, выводящий все свое хозяйство — кур, гусей и прочий рогатый скот — на прогулку, а во время дождя к этому примешивается шелест падающих капель. Идиллию портят лишь голоса некоторых актеров, наделенные фальшивыми эмоциями и выпадающие из общей канвы. Аляповатый интерфейс, состоящий из кучи разноцветных клякс и совершенно не вяжущихся с ними иконок, нарисован ребенком. Он одновременно и функционален, и безобразен, имеет массу приятных мелочей и в то же время лишен многих базовых функций вроде сортировки скопившегося в карманах мусора. Столь же противоречива и боевая система, с одной стороны добавляющая тактики сражениям, с другой — скрадывающая почти всю их динамику. Геральт относится к редкой когорте героев, которым не чужды самые естественные потребности. В перерывах между шинковкой нечисти и сеансами алхимии, он спит, гордо называя сон медитацией, ест, пьет и без особых раздумий валит на сеновал каждую красотку. При этом он абсолютно не умеет плавать и прыгать, что порой вводит в ступор — этакий бракованный супермен за полцены. Сев за "Ведьмака" и набравшись терпения на тоскливую сюжетную завязку, можно просидеть перед монитором не один день. При этом совершенно не важно, нравится вам жанр "вдумчивых ролевиков" или нет, поскольку не игра это вовсе, а интерактивная книга, читать и писать которую вам лично. Оторваться от нее не проще, чем до полусмерти искусать себя за все имеющиеся в наличии локти.