Жаль, увидеть паранормальное представление собственными глазами сможет далеко не каждый. Авторы почему-то ополчились на поклонников простых развлечений, устроив им суровое испытание. За первые несколько часов все те, кто не считает игры основным способом проведения досуга, отсеются, забыв Mass Effect, как страшный сон — в строю останутся лишь самые преданные фанаты, которые и снимут все сливки. Только им откроются все перипетии сюжета, достойные лучших работ Джорджа Лукаса, чья сага о космических войнах и послужила источником вдохновения разработчикам.
Язык до Киева доведет
Действие происходит в необъятной вселенной, переполненной разномастными цивилизациями, как московский автобус — пассажирами в час-пик. С наскока вникнуть в запутанную сеть их отношений крайне непросто, а чтобы последовательно разобраться в тонкостях, понадобится воистину инопланетное терпение. История начинается с того, что на отдаленной колонии находят загадочный механизм древней расы. Прибрать его к рукам жаждет целая армия биомеханических тварей — гетов, помешать им стремится агент галактической безопасности по имени Найлус, а всю грязную работу должен проделать главный герой Джон Шепард. Его цель — от лица человечества доказать "профпригодность" людей союзу могущественных инопланетных цивилизаций.
В ходе операции Найлус гибнет от руки другого агента, находящегося в сговоре с гетами, и Шепард начинает собственное расследование, которое заводит его в такое болото, что все вышесказанное превращается в незначительное происшествие. Попытка осмыслить "завязку" оборачивается нешуточной головной болью и вызывает натуральную растерянность. Сценаристы при этом даже не думают протягивать руку помощи — напротив, они безжалостно добивают съежившегося под грузом событий игрока. Заброшенный в огромный мир он сталкивается с сотнями безудержно болтливых персонажей — они непрерывно трещат между собой, самостоятельно вступают в диалоги и охотно вешают лапшу на уши любому, кто согласится слушать.
Каждый разговор представляет собой разветвленную систему реплик, причем вы сами выбираете, что и как отвечать на пассажи собеседника. Можно сделать вид, что его бредни безумно интересны, вежливо попрощаться или в грубой, но доступной форме растолковать, куда ему следует засунуть свои рассуждения. От принятых решений зависит отношение окружающих к герою, а в некоторых случаях и дальнейшее развитие событий. Показательный пример — флирт с местными барышнями, которые при соответствующем поведении охотно перейдут от слов к делу. Именно эти сцены едва не закрыли Mass Effect путь на сингапурский рынок из-за того, что власти страны резко осудили присутствие в игре интимных отношений между двумя персонажами женского пола.
Недошутер
Ведь Джона Шепарда никто не мешает убрать со сцены, заменив его собственноручно сконструированной героиней. Помимо пола можно также выбрать и класс — солдат, инженер или адепт. Первый хорош в незамысловатых перестрелках, второй умело взламывает компьютеры и открывает запертые двери, а третий специализируется на пресловутых "эффектах массы", используя в бою экстраординарные способности. Авторы даже предусмотрели редактор внешности, правда, в результате экспериментов с формой носа и скул на свет в основном рождаются отборные уроды. Чтобы вылепить красавца, достойного самого Шепарда, нужно быть если не богом, то хотя бы опытным хирургом.
Настоящие сражения начинаются лишь через несколько часов после первого знакомства с игрой и внешне напоминают сцены из рядового шутера. Команда бойцов прочесывает оккупированные врагом территории, ликвидируя всех, кто попадется на пути. При этом уцелеть в перестрелке на открытой местности практически невозможно, так что двигаться к намеченной цели приходится стремительными перебежками между укрытиями. Исключения составляют задания, в которых доступен вездеход — хорошо вооруженная махина здорово облегчает солдатские будни, хотя даже в этом случае битвы практически лишены динамики.
Светлые чувства
Ваша личная меткость на сей раз не имеет никакого значения: чтобы быстро и эффективно расправляться с врагами, нужно развивать способности персонажа. Одни отвечают за скорость восстановления здоровья, другие — за кучность стрельбы, третьи — за прочность энергетических щитов и так далее. Волей-неволей приходится прерывать операцию, чтобы распределить накопленный опыт по разным характеристикам, примерить трофейный бронежилет и проделать ту же операцию с каждым бойцом отряда. Напарники всюду сопровождают героя, обладают собственными чертами характера, а потому "западают в душу". Каждый из них постепенно раскрывается как яркая, неповторимая личность, заставляя сопереживать и сочувствовать.
Неординарное творение канадской студии Bioware может вскружить голову кому угодно, а поклонники космической фантастики и вовсе рискуют лишиться рассудка. Mass Effect распахивает перед ними целую вселенную с десятками непохожих друг на друга миров и действующих лиц. На каждом шагу героев подстерегают опасности и болтливые инопланетяне, готовые сообщить очередную порцию жизненно важных сведений, определяющих дальнейший маршрут, а по пыльным тропинкам далеких планет можно бродить неделями. Вот только для этого нужно обладать определенным складом ума — любителей легкомысленных развлечений здесь не любят.
Изображение на экране напоминает самый настоящий фильм. Сходство усиливает тщательная прорисовка персонажей, на лицах которых видна щетина и морщинки, а в глазах — живой блеск. С их великолепным обликом контрастируют зачастую скучные, невыразительные декорации: например, планета, описанная как тропический рай, встречает героев бесформенными камнями и аляповатыми макетами деревьев. Актеры честно отработали свой хлеб, убедительно озвучив всех действующих лиц. Даже третьесортные персонажи, встречающиеся единожды за игру, честно проговаривают реплики вслух, не вынуждая вычитывать тысячи знаков печатного текста. Настроение собеседника чувствуется по изменениям интонации, а пылкие диалоги героев, оказавшихся в критическом положении, заставляют проникнуться драматизмом ситуации. Понять, где находятся нужные меню и как управляться с десятками параметров, совсем не сложно — гораздо труднее привыкнуть к необходимости постоянно прерывать захватывающие перестрелки возней с настройками. В бою можно отдавать простейшие команды напарникам и указывать, какое оружие или способность им следует использовать в данный момент. Mass Effect состоит из двух частей: в одной ты неторопливо сражаешься с разномастными инопланетянами, вдумчиво выбирая оружие, экипировку и наиболее выгодные огневые позиции; в другой — развиваешь способности героя и без умолку болтаешь с каждым встречным. И то, и другое выполнено на высшем уровне, но чувство меры разработчикам временами отказывает. Авторы объявили войну равнодушию, в результате чего их творение у каждого вызывает сильнейшие эмоции. Поклонники ролевых игр переселяются в невероятный мир на многие недели, ценители незатейливых развлечений зеленеют от раздражения, продираясь сквозь сотни диалогов, а любители фантастики читают Mass Effect, словно книгу, наслаждаясь запутанным узором интриг и заговоров.
1186 Прочтений • [Обзор: Mass Effect] [21.05.2012] [Комментариев: 0]