тоскливый пейзаж, где не за что зацепиться взглядом;
идиоты-напарники.
Результатом последнего стал леденящий душу экшен Clive Barker's Undying, под завязку набитый всевозможными клише. Непритязательный на первый взгляд аттракцион затягивал практически каждого и действительно пугал, за что и получил признание общественности. Окрыленный успехом, Баркер принялся за второй проект — Clive Barker's Demonik, главная роль в котором отводилась демону. Однако вторжению посланца Ада в грешный мир помешала извечная проблема смертных — скудное финансирование. Разработку закрыли, а писатель посвятил себя новой идее, более привлекательной с коммерческой точки зрения. Напыщенная рекламная кампания Clive Barker's Jericho обещала зрителям сагу, которая повергнет их в шок, заставит вскакивать в холодном поту по ночам и вообще расшевелит застоявшееся воображение. Однако вышло, что называется, "как обычно".
Комиксы для взрослых
Придуманный Клайвом сюжет, густо замешанный на религиозной тематике и оккультизме, и впрямь неплох. В его основе — козни сверхсущества, созданного Богом еще до человека. Перворожденный не понравился творцу, но убить собственное дитя тот не смог, а потому просто вышвырнул его за пределы реальности. Тюремной камерой для ублюдка стал город Аль-Хали, откуда он периодически пытается вырваться на свободу. Очередная попытка была запланирована на XXI-й век, хотя события "Иерихона" разворачиваются в разных эпохах, в том числе в годы Второй мировой и даже за три тысячи лет до Рождества Христова. Жаль только, декорации от смены эпох не меняются ничуть: на экране тоскливо сереют либо пыльные руины, либо такие же замызганные, но еще целые здания. Их очертания бесследно тонут в черно-белых тонах, и иногда кажется, будто сам провалился в мрачное прошлое, когда цветных телевизоров не существовало в природе.
Роль спасителей человечества досталась шайке придурковатых "бэтменов", которые хоть и называются отрядом особого назначения, гораздо больше напоминают героев трехгрошевых комиксов. Закутанная в кожаное платье дама сверкает грудью в откровенном декольте, верзила с пулеметом щеголяет нарочито оголенными бицепсами, а седовласый "боевой священник" носит неудобный длиннополый плащ со смешным орнаментом на попе. Каждый боец специализируется в определенном виде магии и таскает с собой любимый пистолет или винтовку, которую не променяет ни на что другое. Отец Роулингс держит за поясом пару пистолетов, в распоряжении сержанта Вильгельмины Черч — автомат, самурайский меч и страшное имя, а лейтенант Блэк отдает предпочтение снайперской винтовке с подствольным ракетометом.
Карательный отряд состоит из семерки клоунов, между которыми можно переключаться в зависимости от настроения и поставленных задач. Правда, по-настоящему полезны лишь трое, а о существовании остальных вспоминаешь лишь в спланированных сценаристами ситуациях. Пулеметчик Дельгадо обладает повышенной огневой мощью и умеет выпускать из рук сгустки пламени; компьютерная дива Коул замедляет время и профессионально обращается с гранатами; а Блэк расшвыривает толпы нападающих при помощи своей винтовки. В их шкуре и проходит львиная доля путешествия.
Неудачный дубль
Порождения больной фантазии Баркера прут со всех сторон, выскакивая из-под земли и падая с неба, причем их появление настолько предсказуемо, что испугаться могут лишь впечатлительные первоклассники. Уровни изобилуют похожими сценами и встречают путников залитыми кровью полами, влажно поблескивающими кучами внутренностей и целыми полями человеческих останков разной степени свежести. Так называемый "физиологический хоррор" — фирменный стиль Клайва Баркера — пропитывает Jericho насквозь: чего только стоит рой упитанных мух, утаскивающих трупы в неизвестном направлении.
Члены отряда их добычей становятся нечасто — они никогда не умирают, а всего лишь теряют сознание. Пока жив хоть один боец, группу можно воскресить за несколько секунд, чем и приходится заниматься с удручающей частотой. Когда дело доходит до битвы, простейшие инстинкты вытесняют у спецназовцев остатки здравого смысла: соратники грудью встают на пути разномастной нежити, а в узких коридорах и вовсе устраивают свалку, укладываясь штабелями от взрывов собственных гранат. Простенькие приказы из разряда "стой там и не высовывайся" помогают не лучше, чем пурген от простуды, поэтому любая стычка с неприятелем быстро превращается в свару, заканчивающуюся процедурой воскрешения.
Еще на стадии разработки "Джерихо" Клайв делился с журналистами своими планами о переносе игры на широкий экран. Если сдобрить суматошные бои голливудскими спецэффектами и подобрать хорошего режиссера, мистическая история имеет все шансы превратиться в блокбастер, пусть не страшный, но хотя бы зрелищный. Пока же она кажется сырой и недоделанной. По-настоящему интересный сценарий, по сути, втиснут в диковатую мешанину из странных персонажей, человеческих внутренностей и бестолковой пальбы. И такая смесь — из разряда очень гремучих.
Кишки, желудки, скрюченные руки и кровоточащая плоть изображены даже слишком естественно, а вот окружающий мир рисовали будто в спешке. Однообразные нагромождения серых камней, пыльных колонн и чадящих факелов усыпляют лучше колыбельной. В Clive Barker's Jericho не на что смотреть. Каждый герой общается в своей неподражаемой манере, будь то свирепое рычание Дельгадо или бредовые скороговорки Коул. Особенно эффектно шипят и клокочут отрицательные персонажи, а загадочный пучеглазый негритенок и вовсе разговаривает несколькими голосами, выдавая безумную какофонию из детского лепета и глухого баса. Бойцы отряда повелевают огнем, владеют темной магией, вышибают двери одним взглядом, но почему-то не умеют прыгать. При этом они оснащены многофункциональным оружием, хотя менять режимы огня и типы боеприпасов во время сражения не сподручно — слишком много времени уходит на эту возню. Двигаясь вперед по одинаковым траншеям и коридорам, группа периодически делает остановки, чтобы ликвидировать очередную порцию нечисти. В ход идет взрывчатка, пули, мечи и разнообразная магия. Особенно жаркие перестрелки даже вызывают некое подобие азарта, но монотонность действий и непролазная тупость соратников безнадежно портят впечатление. В Jericho пугают не монстры, а замогильная тоска; вот только удовольствия от этого страха не больше, чем от поцелуя с манекеном. Однообразие действий и депрессивно-серая палитра расшатывают психику, вызывают раздражение и угнетают. Одним словом, скорее, отравляют, нежели скрашивают досуг.