сражаться бок о бок с известными личностями дюже приятно.
Минусы
однообразные задания и враги;
низкий уровень искусственного интеллекта;
низкое качество озвучения.
В альтернативной вселенной, созданной руками сотрудников японской студии Omega Force, взошедший на английский престол король Эдуард III владел во Франции юго-западным герцогством Аквитания. Возникшие вокруг него трения и всесторонняя поддержка французами врагов британского престола в Шотландии послужили поводом для ссоры. Впрочем, подобный расклад нисколько не беспокоил молодого монарха — его окружала беспокойная знать, и он считал за благо занять ее военными авантюрами. Кроме того, походы сулили богатую добычу и выплату огромного выкупа за именитых пленников. В роли наемника, жадного до легкой наживы, вы становитесь участником сражений, выступая на стороне того альянса, который предложит больше денег.
Тактические головоломки
Став вассалом одного из монархов, наемник получает под свое командование несколько отрядов различного назначения — пехоту, тяжеловооруженных рыцарей, лучников и конницу. Кавалерия незаменима при проведении молниеносных маневров и за считанные минуты может вырезать треть солдат противника. Стрелки и копьеносцы прекрасно держат оборону — если вражеская атака не захлебнется под градом стрел, то оставшиеся бойцы погибнут, прорываясь через пики. Простые же пехотинцы пригодятся в чистом поле, когда соперники сходятся "стенка на стенку".
Банальной раздачей приказов ограничиться не получится. Единственный способ нанести сокрушительное поражение врагу — управлять своими людьми непосредственно на поле боя: перестраивать рыцарей "черепахой", прикрывать копейщиками фланги, а стрелков на лошадях выстраивать во вращающееся кантабрийское кольцо, позволяющее всей группе вести непрекращающийся огонь. Ту же конницу можно завести с тыла, расстроив формацию противника и превратив стройные ряды солдат в стадо баранов. Не говоря уже о планировании действий в соответствии с окружающей средой, благо бои проходят как на открытых равнинах, так и в горах, лесах и даже среди труднопроходимых топей.
Рана во всю голову
Необходимость постоянно принимать какие-то решения и планировать свои действия добавляет массу красок в жизнь наемника. Портит впечатление лишь низкий интеллект союзников и противников: достаточно усвоить несколько нехитрых приемов — и армия врага потерпит поражение даже при численном превосходстве. Наделить солдат хотя бы толикой сообразительности авторы почему-то не удосужились: несчастные бойцы бегут на закованных в латы рыцарей строго по прямой линии и падают замертво после первого же маневра.
Соратники в свою очередь демонстрируют слаженность и оперативность действий, но лишь под четким контролем со стороны командира. Стоит хотя бы на время предоставить их самим себе, как вся боевая выправка куда-то теряется: лучники десятками гибнут под мечами воинов, даже не пытаясь спастись бегством, кавалеристы стоят на месте, а пикинеры "забывают" прикрываться щитами. На войну это похоже слабо — скорее, на бессмысленную и беспощадную резню в детском саду.
Несмотря на это, "Столетняя война" вызывает на удивление стойкие эмоции вида "ну, еще одна битва — и спать". Имеющегося в наличии содержимого хватает, чтобы застрять в глухом средневековье надолго, закрыв глаза на некоторые огрехи. Да и возможность сражаться бок о бок с историческими личностями вроде Черного Принца и Жанны д’Арк выпадает не часто и особенно приятна. Ведь проявив ум и сообразительность, можно прослыть не менее талантливым полководцем, пусть и в рамках одной виртуальной вселенной.
Противоборствующие стороны имеют внешне идентичных солдат, разнящихся между собой лишь цветом обмундирования. В пылу сражения, когда на поле боя сходятся сотни людей, бывает сложно отличить своих от чужих и взять под контроль нужное подразделение. Мелодии, играющие на заднем плане, практически не запоминаются ввиду своей однообразности. Диалоги озвучивал ключник, поэтому в каждом голосе слышна наигранность, из-за чего речи героев о патриотизме и самопожертвовании теряют свою эмоциональность и накал. Управление подчиненными осуществляется напрямую: взятые под контроль солдаты совершают аналогичные вашим действия. Какой бы прием рукопашного боя не проводил офицер, его воины тотчас проделают то же самое с точностью до последнего движения. Цели и задания могут отличаться, но их выполнение обычно происходит по одной и той же схеме. Предварительно расставленные на карте войска продвигаются к месту расположения главного оплота противника, по пути захватывая стратегически важные точки, а добравшись до цели — вступают в сражение с отборными силами врага. Алес. Несмотря на отсутствие инновационных идей и глубины, от "Столетней войны" сложно оторваться вплоть до самого финала. Однажды взяв штурмом крепость и дав серьезный отпор врагу в крупномасштабном сражении, продолжаешь принимать участие в военном походе, убивая на это все свободное время. Вырвать из этой странной эйфории может только завышенная сложность последних уровней.