сценарий игры практически полностью повторяет фильм;
замечательная звуковая дорожка.
Минусы
исковерканные до неузнаваемости лица персонажей;
безобразные диалоги с микро-играми;
из главной героини сделали набитую дуру;
неуправляемая камера.
На самом деле в произведениях британского писателя гораздо больше простой человеческой доброты и взаимовыручки, нежели философии. В них обитают обычные люди, отличающиеся от нас только наличием демонов — живых существ, связанных с человеком духовно и физически. А сам мир представляет собой смесь средневековья, научно-технической революции и неприкрытого шарма XVIII-XIX веков, где бок о бок живут цивилизованные народы и дикари, странствующие по рекам цыгане и одетые по боярской моде татары, духи и полярные медведи, носящие именную броню. Практически все они имеют спутника, олицетворяющего душу, с самого рождения приучаются к ответственности и не знают, что такое одиночество. Рассмотреть творчество Пуллмана в этой перспективе куда полезнее, нежели в очередной раз утирать религиозные сопли.
Трагедия переносится на завтра
"Золотой Компас" — первая часть трилогии, в которой читателя фактически только знакомят с параллельной вселенной и ее обитателями. Одиннадцатилетняя ученица оксфордского колледжа Лайра Белаква живет жизнью обычной школьницы, но однажды случайно становится свидетельницей попытки отравления родного дяди, занимающегося изучением элементарных частиц. В народе их называют Пылью, которая, согласно слухам, при определенных условиях может открыть доступ в параллельные миры. Администрацию Магистериума, помешанную на власти, эта идея необычайно бодрит, и она соглашается отправить исследователя на Север, где и был обнаружен источник Пыли.
В то же время пропадает лучший друг Лайры — тщедушный юнец по имени Роджер. Поклявшись отыскать его, юная леди отправляется на поиски, даже не представляя, к чему приведет ее целеустремленность. Единственное серьезное отличие сценария фильма от книги — в предусмотрительно вырезанной концовке, которую перенесли во вторую часть, чтобы не травмировать детей, не знакомых с первоисточником, а заодно сохранить интригу. Без грустного финала осталась и одноименная игра, шагающая по стопам кинокартины — в ней леди Белаква все так же улетает по направлению заката, сидя в утлой лодчонке мистера Скорсби. Спящий рядом Роджер еще не знает, какая участь ждет его в ближайшем будущем.
Героиня со шваброй
Впрочем, на этом сходство и заканчивается, уступая место кустарщине. Из великолепной сказки, напичканной колоритными персонажами и запоминающимися декорациями, "Золотой компас" превратился в слепленную на скорую руку бюджетную прогулку в компании помятой девицы и нелепого медведя. Сценарий игры пробегается по всем основным моментам фильма, слегка раскрывая закулисную жизнь главных действующих лиц. Колледж, апартаменты мадам Коултер и похожий на помойку Троллезунд напичканы тоннами скучнейших диалогов и тупыми до озверения занятиями. Даже коротенькое путешествие на корабле цыган здесь представляет собой целую эпопею, в рамках которой Лайра вынуждена драить палубу, снимать запутавшуюся в такелаже кошку, кидаться снежками в охранников и болтать, болтать, болтать...
Вместе с ней повсюду таскается ее демон Пантелеймон (для друзей — Пан). Он по запросу принимает обличие хорька, ястреба, ленивца или кота, служа хозяйке в качестве бинокля, параплана, веревки или лифта соответственно. Сама Лайра от рождения бездарна, умеет только крепко цепляться за своего спутника и не способна нанести ни одного удара. Сражения с ее участием выглядят донельзя глупо: противники встают друг напротив друга, враг кидается на девочку, а та просто уворачивается от броска. Три-четыре таких маневра — и изрядно помятый оппонент отползает в сторону. В шкуре Йорика Бернисона — бронированого медведя на службе у Избранной — ситуация не менее комична. Йорик умеет бить, блокировать и хватать; блокировать, хватать и бить, а также хватать, бить и блокировать. При этом любое его действие гарантированно отправляет попавшее под руку зверье за пределы экрана. Навечно.
Бык — не мужик
Логика людей, создававших эту пародию, понятна: игра детская, зачем ей что-либо, кроме цветов и карамели. Правда, в угоду этой концепции попали не только драки, но и все прочие аспекты. Их место заняла бесконечная болтовня с персоналом колледжа, цыганами, жителями северного мегаполиса и другими обитателями вселенной, которым художники заботливо придали форму манекенов. Каждый диалог — череда реплик и клинически тупых мини-игр, в которых красные шары всячески издеваются над зелеными: едят их, плющат гирями и выталкивают за пределы поля. Обойти этот кретинизм стороной нельзя, проигнорировать — тоже. Хочешь выудить крупицу информации из торчащего посреди палубы цыгана — глотай зеленые шары.
Единственное светлое пятно и по совместительству главный артефакт, вокруг которого крутятся события всей трилогии — альтиометр, нехитрый прибор, отвечающий на любые загадки. Тридцать шесть символов, нарисованных на циферблате, имеют четыре значения. Изначально доступны лишь некоторые из них — остальные нужно либо угадывать самому, пытаясь понять, почему крокодил означает "находчивость", а бык не имеет отношения к "мужественности", либо искать прямо на улице. Выбрав три символа и совладав с сумасшедшей стрелкой (тут это зовется "концентрацией"), получаешь ответ на поставленный вопрос. Во время возни с альтеометром глубоко в душе появляются зачатки азарта, но на общем фоне их легкие покалывания едва заметны. Шестидесятилетний писатель, потративший на свое творение целых три года, наверняка рассчитывал на противоположную реакцию.
Узнать героев фильма в картонных куклах, двигающихся словно инвалиды с простреленными протезами, практически невозможно ни на одной из платформ. То же самое относится и к декорациям: серые и скучные здания чередуются со снежными равнинами, лишь отдаленно напоминая нарисованные съемочной группой образы. Где свалишься в пропасть, а где уткнешься в невидимую стену — вопрос, до самого финала остающийся открытым. Озвученные кем попало персонажи контрастируют со своими прототипами из фильма, который создатели "Золотого компаса" честно порезали на куски и запихали в игру. Нет сомнений, звукорежиссер старался, но конечный результат оказался немногим лучше остального. Лишь композитору удалось добросовестно отработать свой хлеб и создать великолепный саундтрек. Намертво приклеенная к одному месту камера поворачивается по одной ей известным законам. Посмотреть за угол, оглядеться вокруг, изучить стоящие рядом объекты — все это только в строго отведенных местах и под чутким руководством сценариста. В половине случаев отсутствие свободы заканчивается падением с крыши или глупейшей беготней в поисках нужного предмета. Жизнь Лайры Белаквы, по мнению разработчиков, состоит из целой кучи бытовых занятий, возни с альтеометром и дикого количества трепа. Иногда место примы занимает бронированый медведь Йорик, но в его шкуре не становится веселее ничуть — просто одна рутина сменяется на другую. Если фильм, представляющий собой великолепное зрелище из категории "не только для детей", оставляет после просмотра желание ознакомиться с книгой, то одноименная игра уничтожает все стремления на корню. Вытерпеть это издевательство над первоисточником смогут единицы, да и то если поведутся на громкое название.
1313 Прочтений • [Обзор: Золотой компас] [21.05.2012] [Комментариев: 0]