Плюсы
нащупывая мины в траве с помощью веток и кирпичей, чувствовуешь себя сапером;
мелодия в главном меню вызывает ностальгию по советской фантастике.
Минусы
безобразная графика с невероятным количеством программных ошибок;
убийственно скучные "приключения" в безжизненном мире;
отсутствие какой бы то ни было связи с романом Стругацких;
бесполезный транспорт;
лишенные даже зачатков разума враги.
С литературным первоисточником игру связывают лишь имена персонажей да бессовестно скомканная предыстория — в паре скупых абзацев сценаристы сообщают, что землянин Максим Каммерер высадился на планете Саракш, увяз в ее внутреннем конфликте и в итоге загремел на зону. Согласно местным законам, заключенные должны перевоспитываться общественно-полезным трудом, а именно - обезвреживать оставшиеся с последней войны оборонительные сооружения. За этим тошнотворно тягомотным занятием и проходит львиная доля сюжетной кампании.
Охота на помойке
На страницах книги перед читателем представал удивительно живой мрачный мир со своими порядками и богатой историей, причем его мельчайшие детали писатели "рисовали" исключительно словами. В распоряжении сотрудников Orion были куда более выразительные средства, но распорядились они ими, мягко говоря, неумело, наскоро слепив аляповатый антураж с чахлой растительностью и нелепыми сооружениями, смахивающими на раскрашенный наспех чертеж. Перед глазами главного героя непрерывно мельтешат какие-то ржавые ошметки, символизирующие листья, и похмельный туман, в котором угадывается неудачная попытка изобразить гонимую ветром пыль.
Задачи перед Максимом стоят такие же тоскливые, как и все окружение — рослый юноша обречен скитаться по канавам и развалинам, отыскивая бесформенные груды железа, плюющиеся огнем и свинцом. На стадии разработки "Острова" авторы преподносили охоту на них как изощренную тактическую головоломку, на практике же все оказалось до озверения банально. Автоматы реагируют на движения и обладают мертвой зоной — уничтожить их в "честном" поединке легким оружием никак нельзя, поэтому необходимо отвлекать внимание сенсоров и подбираться вплотную. Впрочем, такая игра в пятнашки быстро приедается, и в конечном счете война сводится к стремительным перебежкам — все равно от полученной шальной пули бравый землянин не умрет.
Периодически на пути попадаются и закутанные в лохмотья бродяги непонятного происхождения — странные создания с походкой манекенов потешно подвывают и вразвалочку неторопливо прут на пули. Перестрелять целый отряд легче, чем высморкаться. Единственную неприятность доставляют щедро рассыпанные по дорогам мины, которые не так-то просто разглядеть в траве. Из-за них совершенно не у дел остаются транспортные средства — неуклюжие и медлительные аппараты, после взрыва которых уцелеть не удастся.
Смех сквозь слезы
Нащелкав строго определенное количество смертоносных машин, Максим возвращается в родной концлагерь — тесный двор с тремя бараками, рассчитанными на несколько десятков человек. По территории шатается лишь несколько ряженых в клоунские костюмы статистов да за деревянным прилавком околачивается одинокий барыга. Он скупает трофейный хлам и продает оружие с боеприпасами, однако до развитой экономической модели здешняя торговля так и не доросла, оставшись наспех прилаженным рудиментарным отростком.
Переночевав на койко-месте в самом углу сарая, герой отправляется в очередной депрессивный поход по агонизирующему миру. Развлекать себя на "Острове" приходится самому, подбирая сочные эпитеты отвратительным диалогам и разыскивая бесчисленные ошибки. Творение студии Orion пестрит всевозможными неувязками вроде игнорирующих гравитацию кирпичей, выпрыгивающих из рук камней и улетающих прямиком на орбиту кастрюль. Если отнестись к происходящему с юмором, путешествие на Саракш окажется не таким уж болезненным. Ведь смех, как известно — естественная защитная реакция организма.
Изображение напоминает старый советский мультфильм — буйство красок сочетается с небрежностью стиля и странными помехами, в которых с трудом можно узнать кружащиеся листья и пыль. В пейзаже преобладают холодные тона, вызывающие ощущение вселенской тоски. Единственная мелодия звучит в главном меню и оживляет воспоминания о первых снятых в СССР фантастических фильмах. Сама охота на ржавые пулеметные доты проходит под завывания ветра и столь же "мелодичные" стоны противников. Желание наглухо задраить уши возникает очень быстро. Рослый детина Каммерер, прошедший на Земле особую подготовку и якобы способный в бараний рог скрутить любого спецназовца, почему-то не умеет нормально прыгать. Конвульсивные подскакивания плохо вяжутся с его бравурной внешностью, да и в книге герой куда проворней. Непрерывная охота за ржавыми машинами усыпит кого угодно. Чудовищная монотонность действий и совершенно "мертвый" сценарий вызывают искреннее недоумение, как и наличие совершенно никчемных транспортных средств. Истреблять разбушевавшиеся механизмы в "Чужом среди чужих" так же весело, как разгружать вагон с углем. Но, как говорят, ничто не дисциплинирует лучше, чем тяжелый бесполезный труд.