завышенная сложность игры на более поздних этапах;
не всегда удобная камера.
Принц Лахарл, единственный сын и законный наследник повелителя потустороннего мира демонов, два года пребывал в летаргическом сне. Очнувшись после долгой спячки, он обнаружил, что отец скончался, а за престол борются некогда приближенные к королю вассалы. В отсутствии единого правителя ввергнутая в пучину междоусобных войн земля оказалась на грани хаоса. Не желая мириться со сложившимся положением дел, Лахарл решает вернуть трон, принадлежащий ему по праву.
Вместе весло шагать
У дальнейшей истории есть сразу две "изюминки": здоровый юмор и отсутствие шаблонных персонажей. Герои безжалостно высмеивают пафос и высокопарные высказывания, которых обычно полным-полно в фильмах, анимационных сериалах и играх об эпохе меча и магии. Что же касается действующих лиц, то тут даже Лахарл — особа королевских кровей, благородный и бесстрашный воин — не вписывается в общепринятые рамки.
У него есть единственный, но очень серьезный недостаток — он совершеннейший болван, не дружит с логикой и забывает все при виде девиц с аппетитными формами. Сопровождают его не менее колоритные личности: самоуверенная и меркантильная подданная по имени Этна, чьи эффектные речи как правило заканчиваются провалом, и добрый, не в меру очаровательный в своей глупости ангел Флонн. В общем, не хранители справедливости, а бродячий цирк.
Шахматная партия
Как и у любого типичного представителя жанра японских ролевых игр, в Disgaea постоянно чередуются две стадии — подготовительная и боевая. Перед каждой битвой можно менять команду, докупать оружие, артефакты и экипировку. Самостоятельное путешествие по городам и лесам, осмотр окрестностей — ничего этого здесь нет и в помине. Вы сражаетесь с солдатами противника, смотрите сюжетный ролик, затем возвращаетесь в замок, посещаете магазин и госпиталь, после чего выбираете доступную для посещения локацию и вновь ввязываетесь в драку. В отсутствие интересной сюжетной линии и любопытной тактической составляющей такая схема наскучила бы уже через час.
Одновременно в сражении принимают участие до двенадцати героев. Передвигая их, словно шахматные фигурки, можно разыграть немыслимое количество хитрых комбинаций. В определенные моменты даже просыпается нездоровое чувство азарта, когда начинаешь прокручивать в голове десятки вариантов, придумывая, как обойти противника или заманить его в ловушку. Помимо привычных атакующих приемов бойцы могут проводить целые связки атак, эффективность которых зависит от навыков и способностей подопечных. В подобных ситуациях многое зависит от "прокачки", предела которой просто не существует — лишь бы было время и желание.
Рай для коррупционеров
Особенно сильно из стандартного набора характерных для жанра штампов выбивается лишь одна единственная вещь — так называемая Темная Ассамблея, представляющая своего рода парламент, который принимает решения по интересующим вас вопросам. Здесь можно подать на рассмотрение заявку на увеличение ассортимента в лавках, получение права на посещение некоторых мест или наем бойцов. Рассматривая прошения, члены ассамблеи редко сходятся в едином мнении. Тех, кто слишком активно колеблется или негативно относится к вашей просьбе, придется склонять на свою сторону взятками. В качестве них сойдут любые предметы с полезными свойствами, влияющие на благосклонность демонов.
Подобные мелочи не только выделяют творение студии Nippon Ichi из толпы похожих произведений, но и открывают бесконечное множество путей к победе. Перечислять нюансы можно очень долго, но сути это не изменит — Disgaea останется качественной ролевой игрой, обладающей интересной боевой системой и почти бесконечными тактическими возможностями. А некоторая монотонность и однообразность действий в ней с лихвой компенсируются забавной историей и остроумными диалогами, подстегивающими к дальнейшему прохождению.
Визуально игра напоминает японский мультфильм в стиле аниме: колоритные лупоглазые жители потустороннего мира, яркие пейзажи и забавные монстры. Единственный недостаток — несколько бедноватые и пустые декорации полей сражений. Прекрасный саундтрек и многочисленные звуковые эффекты оживляют повествование. Благодаря этому игра начинает походить на настоящий мультфильм. Даже во время боя и проведения сложных тактических комбинаций не приходится искать лишние кнопки. А удобно реализованное меню будто специально рассчитано на людей, которые только-только знакомятся с ролевыми играми. С одной стороны Afternoon of Darkness — типичный представитель своего жанра, под завязку набитый сражениями. С другой — в ней есть масса мелочей, превращающих ее в уникальный продукт. То же использование геосимволов, влияющих на характеристики попадающих на них бойцов, открывает неограниченные возможности по части построения тактики боя. Больше всего Disgaea выделяется за счет колоритных героев, далекой от банальности истории и интересной игровой механики. Однако людей, мало знакомых с японскими ролевыми играми может отпугнуть монотонность "прокачки" персонажей. А без этого пройти проект до конца проект не удастся.