Среди многочисленных стратегий в реальном времени про Вторую Мировую войну пополнение. Встречайте – «Операция «Багратион». Она переносит нас в лето сорок четвертого года в Белоруссию. Напомним, что в это время союзники проводили высадку в Нормандии, известную под названием «Оверлорд». И если десант Эйзенхауэра (именно Железный Айк руководил операцией) прошел успешно, то отчасти потому, что танковые дивизии Вермахта были брошены в Белоруссию. Операция «Багратион» стала классикой военного искусства, но осталась мало известна публике, в отличие от «Оверлорда» - реклама действует не только в торговле, но и в отношении истории. Но наконец-то студия Wargaming.net, наиболее известная по успешной пошаговой стратегии Massive Assault, вспомнила и о ней.
Унылые развалины не вызывают жалости
Машина войны
В игре представлены две кампании: за СССР и за нацистскую Германию. К сожалению, действия партизан, особенно активизировавшихся в это время, остались за кадром – а было бы очень интересно «попартизанить» в тылу у немцев. После прохождения трех миссий за Красную Армию открывается возможность поиграть за Вермахт и посмотреть альтернативный вариант развития событий. Миссии в обеих кампаниях достаточно однообразны, и многие из них сводятся к простой схеме – есть определенные контрольные точки, которые нужно захватить или удержать. Бывают и более интересные поручения, например, охрана (в немецкой кампании, соответственно, захват) железнодорожной станции до отхода важного эшелона. Такие зеркальные задания для двух противоборствующих сторон выглядят интересно – приходится искать новые способы выполнения уже знакомой боевой задачи. Тем не менее, все же хотелось бы больше разнообразия. Все события происходят в однотипных ландшафтах, здесь не хватает деталей, и при перемещении по карте нет ощущения новизны – создается впечатление, что мы застряли в одном лесу с картонными избами и танками.
После каждой миссии нам начисляются очки – ценится быстрое и с минимальными потерями решение поставленной задачи. Кроме того, желательно выполнять дополнительные задания – например, захватить крупнокалиберное орудие врага. Бонусом за качественное прохождение служат декоративные медали и возможность потратить заработанные баллы на усовершенствование тех или иных аспектов своих войск. Например, можно увеличить дальнобойность артиллерии или повреждение, наносимое танками. Такой подход бодрит и вынуждает действовать эффективно и с умом.
Некоторые ракурсы смотрятся очень эффектно
«Камень-ножницы-бумага»
Основное отличие этой стратегии от массы других подобных – необходимость управлять достаточно крупными соединениями войск. Количество техники на поле боя здесь исчисляется десятками, а от пехоты буквально рябит в глазах. Тем не менее, в основном для победы нужно держаться принципа «камень-ножницы-бумага» и использовать юнитов по единой схеме: пехота хороша против артиллерийских расчетов; артиллерия – против бронетехники; танки, соответственно, задавят любое число пехоты. А «Катюши» сметают вообще всех. Конечно, на самом деле все примерно так и было, но здесь простейшие тактические приемы как-то уж слишком навязываются игроку. Искусственный интеллект неплох, но чудеса коварства он проявить не может – «тумана войны» в игре нет, а вся карта полностью открыта для обзора. Это тоже упрощает дело: передвижение своих войск противник скрыть не может, поэтому количество неожиданных неприятностей сведено к минимуму. С другой стороны, соотношение сил в миссии нередко регулируется внезапным прибытием подкреплений к игроку или противнику. Прием вполне правдоподобный, но примитивный. Вообще, пространство за пределами карты преподносит массу сюрпризов: например, оттуда могут волшебным образом приезжать грузовики для переброски пехоты или артиллерии. Поэтому все время кажется, что имеешь дело с каким-то тренировочным симулятором для военных, своеобразной тактической головоломкой, а не стратегией в реальном времени.
«Операция «Багратион» полна и других противоречий. С одной стороны, в игровой механике существует некий абстрактный ресурс, который мы добываем посредством захвата и удержания ключевых пунктов и потом тратим на авианалеты, артобстрелы и прочие необходимые вещи. Схема достаточно интересная, жизнеспособная и в том или ином виде обкатанная на многих популярных стратегиях, например, в World in Conflict. С другой – тут есть признаки более серьезных игр: так, войсками мы управляем на уровне рот, а рядовые рассовывают патроны и гранаты по карманам за кадром.
Так выглядит экран распределения премиальных очков
Отметим и ряд серьезных условностей: например, текущее состояние «здоровья» техники выражается примитивной полоской и не просчитано до уровня отдельных узлов и механизмов. Все это, безусловно, делается для того, чтобы игрок концентрировался на более масштабных вещах, мыслил стратегически и занимался, например, передвижением крупных соединений войск. Вот только возникает ощущение, что ампутировали слишком много, а масштаб ставящихся перед нами задач если и вырос, то совсем незначительно.
На вышеописанную схему наслаиваются некоторые дополнительные элементы: система подкреплений, дальнобойная артиллерия, авиаудары и так далее. Но основным все равно остается умение расположить свои отряды так, чтобы встретить противника, максимально эффективно используя свои сильные стороны. На ход начавшегося сражения повлиять уже сложно – как и в пошаговых стратегиях, тут нужно просчитывать свои действия и принимать во внимание возможный ответ врага в каждом конкретном случае. Поэтому непосредственно во время сражения можно пользоваться режимом «кинематографической камеры», который отключает управление и показывает наиболее интересные и выгодные ракурсы происходящего на поле боя.
Итоговое отношение к «Операции «Багратион» зависит от ваших ожиданий – если вы хотели получить динамичную стратегию в реальном времени, где все меняется на ходу, то, скорее всего, останетесь разочарованными. Это больше похоже на тактический паззл, который необходимо складывать в каждой миссии. Победить порой непросто, но понять основные схемы действия и освоиться тут сможет каждый.