Saints Row 2 принадлежит к тому типу игр, в которые обожают играть в затхлых игровых клубах прыщавые подростки. Поездки по огромному городу на угнанных машинах, звучащий из каждой подворотни рэп, черные парни с дробовиками на заднем сиденье, вечные перестрелки с конкурирующими бандами, золотые кольца на толстых пальцах и покупка квартир по всему городу – знакомая фабула, не правда ли? Клонов GTA за последнее время вышло очень много: начиная от бюджетных недоделок вроде NARC и заканчивая весьма качественными аналогами вроде разухабистой True Crime: Streets of L.A. или техногенной Crackdown.
Порадовал и вышедший в 2006-м году на Xbox 360 Saints Row. Игра придерживалась основных заветов «клона», то есть повествовала о вражде банд, поездках на «крутых тачках» и продырявленных телах, однако предлагала и вполне любопытные побочные задания, где, например, нужно было за пару минут переломать самому себе все кости. Во второй же части Saints Row окончательно превратилась в разнузданный трэш-аттракцион.
Все фрики в гости к нам
Основная претензия игравших в Saints Row 2 к ее создателям – это, дескать, плохой клон GTA 4. Однако перед нами не клон в привычном понимании этого слова.
Если проводить параллели с кино, то четвертая часть «Автоугонщика» - это размеренная, проработанная, шикарно поставленная оскароносным режиссером многомиллионная эпопея. А Saints Row 2 – это альманах копеечных безвкусных трэш-комедий студии «Трома». Режиссер – безвестный пьяница, сюжет состряпан на скорую руку группой кровожадных шизофреников, а цель произведения – высмеять все, что только можно, обильно приправив пародию отборным матом и изобретательным садизмом. Такой балаган рассчитан на тех, кто любит смотреть, как бородатый трансвестит лупит стулом инвалида, вырезает сотни тысяч безвестных личностей и в форме полицейского убивает горожан по самым абсурдным причинам, в духе серии Postal.
Saints Row 2 – это и есть коктейль из GTA и Postal. Сумасбродный циничный боевик, который был бы очень плохим, не будь он таким безумным. Концепция классическая – перед нами раскинулся огромный выдуманный город Stillwater, полный порочных развлечений, где можно делать практически все: избивать прохожих на улицах, угонять машины, питаться в фастфудах, одеваться в бутиках, делать наколки в тату-салонах, воевать с вражескими группировками, покупать недвижимость и обустраивать свои жилища на свой извращенный вкус – все, чего бандитская душа пожелает.
Фундамент для этого фрик-шоу закладывается еще на этапе создания персонажа. Вы можете сделать своего героя кем угодно. Начиная от мускулистого черного ганста-рэпера и заканчивая толстым трансвеститом с козлиной бородкой и макияжем из фильма «Ворон». Регулировать можно каждый нюанс, причем пол, возраст, телосложение и цвет кожи – это самое малое. Доходит до абсурда – изменения на лице при первом взгляде не заметны. Только присмотревшись, можно различить, что лоб при настройке стал более выпуклым, ноздри – шире, а верхняя губа нависла над нижней. Самый цирк начинается с выбора прически, усов и бороды. Так любое наше создание может стать конкуренткой Сидни Кроуфорд или тощего пугала из подворотни – зависит от того, кого мы захотим слепить: красавицу или чудовище. Финальный штрих – определение индивидуальной походки, гримасы (все как на подбор идиотские) и собственного жеста, которым можно пугать людей – начиная от традиционной демонстрации среднего пальца и заканчивая имитацией процесса мастурбации.
Ну, кто еще хочет комиссарского тела?
Kill 'Em All
Удивительная штука – когда, подобно Франкенштейну, вылепишь такого монстра, играть становится намного веселей. В этаких декорациях даже банальный сюжет кажется не лишенным обаяния.
Фабула такова: после взрыва, устроенного нашими конкурентами в первой части, главный герой впадает в глубокую кому. Через какое-то время он приходит в себя в городской тюрьме на острове. Избив уйму санитаров, полисменов и угнав машину, мы бежим из заключения. А по прибытии в родной городок, узнаем, что наша банда 3rd Street Saints вырезана под корень, а один из верных товарищей приговорен за триста убийств к одной смертной казни. Что происходит дальше, нетрудно предсказать: разъяренный главный герой врывается с дробовиком в зал суда, вершит свинцовое правосудие, спасает кореша и решает во что бы то ни стало снова прибрать город к своим рукам. Для этого ему нужно закатать в асфальт три группировки – «Братья Самеди», «Ронин» и «Братство». Этим мы и займемся во время игры.
Впрочем, не стоит думать, что нам предложат хоть сколь-нибудь элегантные решения. Все просто, как топор – стрельба и сплошные разговоры про нее. Здесь и всплывает главная проблема сюжета Saints Row 2 – в роликах герои, вопреки завету Квентина Тарантино («отложи дробовик и поговори о гамбургерах»), болтают только о предстоящей резне. Шутки мелькают вскользь, в основном ребята обстоятельно готовятся к перестрелкам и ни о чем другом не думают.
Цели сюжетных миссий соответствующие: «всех перестрелять», «взорвать», «догнать», «сбить пяток вертолетов». Говорить о каком-нибудь, извините, умном искусственном интеллекте, конечно же, не приходится – враги здесь бесповоротно тупые, умеют только переть напролом и помирают (как ни странно) от нескольких выстрелов или ударов. Рукопашная, кстати, интереснее стрельбы, потому что кулаками мы машем с некоторым изяществом. Периодически можно выполнять замечательные спецприемы – например, бить врага между ног или, закинув ноги на шею (ноги – наши, шея – его), валить его на землю.
Поначалу расстреливать сотни тел (головы разлетаются на мелкое крошево, как арбузы), размахивать бейсбольной битой и взрывать вертолеты даже увлекательно. Но когда это повторяется вновь и вновь, из миссии в миссию (меняются только декорации), процесс до чертиков надоедает. Ближе к середине игра вообще выдыхается – и в стремлении повысить уровень сложности подсовывает задания типа «отрази волну противников, сбей пять вертолетов». И так раз пять кряду.
Швыряться людьми можно где угодно и сколько угодно – полиция не помеха
Прирожденный убийца
Внезапная творческая импотенция авторов вызывает искреннее недоумение. Ведь потенциал у них явно выше – это доказывают, например, побочные миссии, где есть фантазия и концентрированный трэш.
Одно из типовых заданий: переодевшись в полицейскую форму, нужно творить всяческий беспредел – например, утихомирить ссорящихся супругов, нашпиговав их свинцом. Это все снимается на камеру, чтобы потом поднять шумиху вокруг «оборотней в погонах». Другой пример – нужно прыгнуть под колеса машин и переломать себе как можно больше костей, чтобы получить внушительную страховку. Есть еще вариант подрабатывать телохранителем «звезды» – в этом случае нужно хватать подбегающих к драгоценному телу фанатов и швырять их в элитные машины. Среди других способов отдохнуть – развоз проституток, бои без правил, гонки на выживание. И это только малая часть развлечений для законченного маньяк. Именно в такие задания, а не в сюжетные миссии ушел основной творческий запал разработчиков. Поэтому интересней всего не гоняться за сюжетом, а просто участвовать в таких «подработках» и ездить по городу.
Благо, что здесь есть, чем заняться. Так в пивнушке на аркадном автомате можно опробовать местный экшен про зомби. Или достать пушку и ограбить магазин. Можно сорвать с себя одежду и голышом бегать по улицам, приставая к прохожим. Можно устроиться на работу киллером и выслеживать нужных людей, есть вариант стать благонравным таксистом или участвовать в гонках – возможностей масса.
Другое дело, что их не особенно хочется использовать из-за топорного портирования игры с Xbox 360 на PC. Особенно покалечили управление – на компьютерах оно слишком чувствительное, из-за чего машину постоянно заносит и бросает из стороны в сторону. Езда по городу превращается в забаву «сосчитай столбы и врежься в стенку». При таком раскладе от кучи бонусов, которые дают за экстремальное вождение, никакого удовольствия не получаешь.
Графику тоже покалечили при экспорте – яркие сочные цвета из консольной версии побледнели и погрустнели. Причем это безобразие умудряется тормозить на машине, которая с легкостью перемалывает на высоких настройках проекты уровня Crysis. Зато в качестве бонуса появился программный брак – герой проваливается сквозь предметы, игра зависает, ну и так далее. К счастью, таких нелепостей совсем немного.
Серое уныние неплохо скрашивает радио, встроенное в машины и мотоциклы. Переключаться можно между десятью станциями, каждая из них работает в своем стиле: классика, рок, фанк, хип-хоп, диско 80-х, жесткий металл, рэгги. Композиции подобраны на редкость удачно. Поверьте, давить прохожих под «Лунную сонату» Бетховена – незабываемое ощущение.
В целом, Saints Row 2 – это такой ядреный коктейль из механики GTA, безумного духа Postal и… каких-нибудь трюкачеств FlatOut. Удивительно противоречивый коктейль. Основная история клишированная и банальная, зато побочные миссии искрятся извращенным задором. В нее можно играть как в обычный клон GTA, но тогда разочарование, скорее всего, неизбежно. А можно проявить фантазию – смастерить какого-нибудь фрика с розовыми косичками и «пошалить» - давить прохожих, хватать их за шиворот и бить об стену, пилить бензопилой и участвовать в экстремальных побочных миссиях. Только тогда вы получите от Saints Row 2 чистое, как вымытый унитаз, удовольствие в стиле трэш. Ничего более серьезного от этой игры в любом случае ждать не приходится.