противники умело пользуются гранатами и грамотно выбирают укрытие;
солдаты двигаются, как живые;
сцены срежессированы не хуже, чем в голливудских блокбастерах.
Минусы
за слоем ярких спецэффектов то и дело проглядывают устаревшие технологии;
здоровый человек такого сценария не придумает.
Создатели Call of Duty 4 живописуют романтику фронта с тем же остервенением, с каким бывшие солдаты обличают его ужасы. После нескольких часов виртуальных сражений у сельского двоечника и впрямь может появиться желание лично вступить в ряды вооруженных сил, чтобы встретить там колоритного капитана с кудрявыми бакенбардами, верных товарищей с задорным огоньком в глазах и мудрых командиров, по-отечески добро относящихся к бойцам. Игра насквозь пропитана голливудскими штампами, как праздничный торт — сиропом, но это не мешает ей намертво приковывать внимание.
Большой переполох
Секрет успеха кроется в несвойственных жанру сценах. Банальной возней среди эффектных декораций сегодня не удивишь и школьника, хотя в данном случае антураж подобран со вкусом. Есть здесь и разоренный восточный город с пылающими минаретами, и глухая российская деревня, больше похожая на элитный коттеджный поселок, и даже радиоактивная Припять с обязательным плюшевым мишкой на полу покинутой квартиры. Да и топтать вышеупомянутые территории взялся не один единственный герой, а целая группа действующих лиц, которых авторы безжалостно пускают в расход.
За считанные часы успеваешь сменить несколько совершенно не похожих друг на друга ролей: побывать в шкуре свергнутого правителя, приговоренного к смерти и благополучно расстрелянного; взглянуть на мир глазами американского солдата, погибающего в центре ядерного взрыва; или глотнуть ядовитого чернобыльского воздуха от лица английского спецназовца. Пара заданий проходит на территории России, где западные войска сражаются с фанатиками-экстремистами, мечтающими о возрождении Советского Союза. Прежде чем заново объединить разрозненные страны, террористы решили избавиться от всех инакомыслящих массированным ядерным ударом.
Похождения иностранных бойцов увязаны бредовым сюжетом, в котором спятившие патриоты уже усмотрели разжигание межгосударственной вражды, хотя на практике все сводится к суматошным перестрелкам, напоминающим визит лисы в курятник. От истеричных криков, грохота и вспышек закладывает уши и рябит в глазах, союзники все время куда-то спешат, перебегая от здания к зданию, а враги обрушивают шквал огня, подкрепляя его вязанками гранат. Кто-то истошно вопит, кто-то предупреждает о неожиданно появившемся неприятельском подкреплении — сориентироваться и разобраться в ситуации поначалу непросто, зато общий настрой яростной схватки передается с пугающей точностью.
Мягкое насилие
Выжить в этом бурлящем котле, понадеявшись на природную наглость и русский "авось", невозможно. Герой безжизненно валится в траву после первой же автоматной очереди, а осколки от разорвавшейся гранаты успешно поражают цель на расстоянии в несколько метров. "Лимонки" мельтешат в воздухе, вынуждая истерично метаться в поисках надежного укрытия или героически бросаться к взрывчатке, чтобы швырнуть ее назад законному владельцу. Однако даже схоронившись за деревянным забором или гипсокартонной стеной, не чувствуешь себя в безопасности — пули прошивают хлипкие преграды насквозь. Жаль только, сцены смерти при этом до тошноты "правильные": после боя остаются горы тел, но никаких оторванных конечностей.
Впрочем, театральное насилие с лихвой окупается мастерски поставленными кадрами, щедро разбавляющими заурядную пальбу. Чего только стоит спешная эвакуация с тонущего сухогруза, когда пол уходит из-под ног, стены норовят стать потолком, отовсюду бьют фонтаны ледяной воды и сыплется металлический мусор. Шоу продолжается путешествием на борту огромного самолета, откуда герой ведет ураганный огонь по копошащимся на земле террористам. Не успевая опомниться, он получает еще одно безумное задание — сбежать из оккупированной врагом Припяти, волоча на закорках своего командира. Беспрецедентная по накалу страстей сюжетная кампания "проглатывается" на одном дыхании за пять-шесть часов, вызывая целую бурю эмоций.
Право на месть
Коллективный режим впечатляет ничуть не меньше — создатели проделали серьезную работу, чтобы выделить свое творение из серой массы аналогичных поделок. На сей раз помимо обычного оружия в распоряжении сражающихся оказывается целый набор дополнительных средств уничтожения. Расправившись с тремя соперниками подряд, боец получает робота-разведчика, который отмечает на карте местоположение всех врагов; избавившись сразу от пятерых — возможность организовать авианалет, а убив семерых — вызвать вертолет, который будет методично расстреливать противников.
Персонажи в многопользовательских битвах делятся на несколько классов, отличающихся оружием и дополнительными способностями. В числе последних — временное увеличение здоровья и забавное "право на месть", когда, схлопотав смертельное ранение, воин падает под ноги победителю, достает пистолет и уносит обидчика с собой в могилу, если, конечно, тот не успеет добить живчика. За таким развлечением можно провести не одну неделю. Главное не забывать при этом, что на настоящей войне убивают раз и навсегда, а дырки от пуль не затягиваются после пятисекундного перекура в тихом уголке.
Солдаты двигаются, как живые, поспешно отбегая от брошенной гранаты, задорно вышибая двери и прижимаясь к земле под шквальным вражеским огнем. Зато окружающий мир больше похож на кукольный домик, где можно передвинуть и разбить только несколько предметов. Взрывы крупнокалиберных снарядов не причиняют вреда тонким стенам, а нарисованные дыры от пуль быстро исчезают. Несущиеся из динамиков шипение, грохот и свист обрушиваются на зрителя снежной лавиной, полностью отрезая его от внешнего мира. Впечатление портят лишь редкие сбои, когда на открытой местности появляется странное эхо, а штурмовая винтовка начинает стрекотать неестественно глухо. Герой делает все сам — вам остается только прицеливаться, давить на курок да изредка приседать. Где нужно, боец самостоятельно перемахнет через забор или эффектно выпрыгнет в окно. Чуть больше сноровки требуется в обращении со снайперской винтовкой, поскольку для максимально точного выстрела необходимо "вручную" задерживать дыхание. Хаотичные перебежки по захламленным улицам перемежаются боями в русской глубинке и совсем уж экзотичными аттракционами. За несколько часов успеваешь побывать в шкуре казненного президента, сгореть в огне атомного взрыва, расстрелять из-под облаков глухую деревню и проползти на брюхе пол-Припяти. "Монотонность — враг любви", — в один голос твердят сексопатологи, предлагая парам как можно чаще менять позиции. Авторы Call of Duty 4 придерживаются того же принципа, непрестанно подсовывая публике свежие забавы. В итоге "ночь любви" в ее компании ничуть не утомляет, а напротив — заставляет снова и снова возвращаться в гущу сражений.