Плюсы
оригинальная попытка сделать настоящую "интерактивную реконструкцию";
бережное отношение к фактам;
интересная подача исторических сведений.
Минусы
не хватает детализации и современных спецэффектов;
действия однообразны и скучны;
от боевых товарищей нет никакого толка.
Сражение за пресловутый горный блок-пост разгорелось в ночь с 7 на 8 января 1988 года в рамках операции "Магистраль". Советские и афганские правительственные войска старались удержать контроль над жизненно-важной дорогой между городами Гардез и Хост, а мятежники, в свою очередь, любой ценой пытались устранить огневые точки, расположенные на господствующих высотах. Одну из наиболее важных среди них, обозначенную на картах отметкой 3234, защищала девятая парашютно-десантная рота 345 гвардейского отдельного парашютно-десантного полка. Всего в ней насчитывалось 39 бойцов, в то время как нападающих из отряда "Черный Аист", по разным оценкам, было от 200 до 400 человек.
Учебное пособие
Эти и другие сведения подробно изложены в сопроводительных материалах, доступ к которым открывается по мере прохождения игры. Авторы отказались от сухого энциклопедического стиля, так что некоторыми статьями зачитываешься, словно хорошим романом. "В горах есть холод, снег, камни и разреженный воздух. На холодных камнях почти ничего не растет, а это значит, что там почти никто не живет", — так они описывают негостеприимный Афганистан. Кроме географических сведений "читателям" предлагают краткий экскурс по истории региона, обзор политической ситуации накануне афганской войны и поэтапный разбор боевых действий.
Правда, сражения, в которых дозволено участвовать пользователю, не выходят за рамки боя на пресловутой высоте 3234. Выслеживать душманов по всему Афганистану, разъезжать по бездорожью на военной технике или, не дай бог, играть на стороне противника вам никто не позволит. Все семь "уровней" посвящены одной единственной битве, длившейся около двенадцати часов. В каждом ее эпизоде игроку отводится роль того или иного участника и приводится справка о его месте в драматичном сражении. Повествование начинается с подвига Вячеслава Александрова, который пятнадцать минут держался под шквальным обстрелом вражеских гранатометов, поливая нападающих огнем из пулемета. Впоследствии он был удостоен звания Героя Советского Союза — посмертно.
Дальнейшие события развиваются строго по историческому сценарию. В роли младшего сержанта Цветкова приходится с автоматом наперевес отстреливаться от напирающих "духов", корректировать артиллеристский огонь от лица старшего лейтенанта Бабенко, охотиться на неприятельских гранатометчиков в шкуре снайпера Муратова — разработчики скрупулезно раскладывают бой на фрагменты, демонстрируя его "изнутри". Это гораздо увлекательнее, чем штудировать скупые строки скучных монографий, да и куда нагляднее.
История — это вам не игрушка
А вот шутер из "Правды о девятой роте" просто никудышный. Тем, кому безразличны исторические подробности, на злополучной высоте делать нечего. По понятным причинам авторы не оставили игроку даже иллюзии свободы: если на данном этапе положено стрелять из пулемета — будешь стрелять, никуда не денешься. Да и устроить стремительные перебежки по каменистой вершине не выйдет, ведь прятаться там особо негде. Несколько насыпей да чахлые сосны — вот и все декорации.
Враги в большинстве эпизодов соблюдают дистанцию, норовя сломить сопротивление русских солдат массированным огнем из отдаленной рощицы. В прицеле они похожи на крошечных серых букашек, но даже в таком непрезентабельном обличье остаются на экране недолго. Тела павших мистическим образом исчезают, а им на смену приползают новые "тараканы". Иногда душманам все же удается подобраться к блокпосту вплотную, но и тогда разглядеть их толком не удается. Напарники ведут себя как деревянные истуканы, стреляя куда угодно, но только не по врагу. Приходится вертеться, словно белка в колесе, защищая позицию в одиночку и стараясь тратить на каждого нападающего не более одного патрона — с боеприпасами в горах напряженка.
В отдельных сценах герою, кроме табельного автомата, доверяют гранаты и даже осветительные заряды, но арсенал распределяется без участия пользователя. О выборе оружия речи не идет, поскольку исторические факты неумолимы. Разработчики точно выяснили, как был экипирован тот или иной персонаж, и никаких вольностей в этом отношении не допускают. Лишь в одном они пошли навстречу пользователю: ему совсем не обязательно завершать задание с тем же результатом, что и легендарная девятая рота. Так, получив приказ не пропускать атакующих к восточному утесу, нескольких душманов все-таки можно прошляпить. Правда, чем "чище" решена боевая задача, тем выше выставляемая после каждого эпизода оценка.
Но соревноваться с самим собой и переигрывать фрагменты сражения, чтобы улучшить результат, совершенно не хочется. За громким названием скрывается именно "реконструкция событий", но никак не развлекательный проект, способный скрасить досуг. Информация в игровой форме, конечно, усваивается лучше, однако лишь теми, кому действительно интересна история. Все остальные рискуют задремать еще в начале боя.
Издалека душманы похожи на серые пятна с лапками, а вблизи успеваешь заметить лишь темные силуэты. Из всех спецэффектов пристойно смотрятся только трассеры пуль да следы от снарядов — сами вспышки и взрывы выглядят посредственно. Отчасти виной тому отсутствие теней: бойцов девятой роты и вправду атакуют духи… Заглавная тема в меню берет за живое, настраивая на нужный лад, а когда просматриваешь информацию об Афганистане, фоном идет колоритный гомон восточной толпы. Во время боя солдаты эмоционально переговариваются, создавая ощущение настоящего тяжелого сражения — графика с этой задачей не справляется. Герои умеют прыгать, приседать и даже ложиться. Последняя способность особенно полезна в интенсивном бою, когда, получив несколько ранений, солдат оказывается при смерти. Чтобы восстановить здоровье, достаточно на несколько секунд спрятаться от пуль. Во время прицельной стрельбы можно задержать дыхание, дабы точно попасть в крошечную душманскую фигурку. Игра условно делится на две части: познавательные лекции, излагаемые живым доступным языком, и бестолковый тир. Историческая часть действительно информативна и увлекательна, но вот отстреливать уродливых экстремистов в тоскливых декорациях неинтересно. Гоблин и компания соорудили этакий "манифест в защиту справедливости". С фактами они действительно обошлись гораздо бережнее, чем Федор Бондарчук в фильме "9 рота" (где действия почему-то разворачиваются в песках, а в финале командование "забывает" бойцов). Только играть довольно скучно: ознакомившись с исторической подоплекой, пользователь попадает в уродливый тир.