Плюсы
свобода действии при решении разнообразных тактических задач;
каждый боец — уникальный персонаж с фамилией и набором индивидуальных характеристик;
большой выбор средств для достижения цели: военная техника, пехота с разным вооружением, артиллерия и авиация;
хорошая анимация солдат, красивый дым и клубы пыли.
Минусы
когда поблизости не взрывается никакой танк, игра выглядит довольно уныло;
солдаты иногда чрезмерно полагаются на командира и не проявляют необходимой самостоятельности;
перегруженное текстами обучение настолько утомительно, что может оттолкнуть нетерпеливых игроков;
бойцы испытывают трудности с ориентированием на местности — отправленные в дальний переход вояки могут заблудиться.
С широкого экрана в эту "9 роту" попали лишь некоторые видеокадры, в основном, для экранов загрузки, и имена отдельных персонажей. Никаких отсылок к причинам и последствиям вооруженного конфликта в Афганистане вы здесь не найдете, да и на почетный статус "исторической реконструкции" про "как все было на самом деле" стратегия не претендует. Зато она в деталях воспроизводит особенности военных действий в условиях враждебных гор, извилистых узких дорог и гиблых кишлаков.
Не числом, но умением!
Здесь не нужно строить базу, рыть окопы и добывать руду для производства танков — все время и силы уходит на планирование тактических операций, причем готовить и проводить миссию нужно с ювелирной точностью. Каждый боец — уникальный (есть как знакомые по фильму Дыгало, Лютый, Джоконда, так и неизвестные герои), кто-то из них хорошо владеет снайперской винтовкой, кто-то родился с автоматом в руках, есть и профессиональные пулеметчики. Любого стрелка можно научить обращаться с мало знакомым ему оружием, но куда разумнее сразу комплектовать и вооружать отряд с прицелом на максимальную эффективность.
Как распорядиться личным составом на задании, вариантов масса. Обычно у командира имеется несколько десятков бойцов и техника — танки Т-62, БТР-70, грузовик "Урал" и другие модели. Однако глупо рассчитывать на банальное огневое превосходство и строить всю тактику на стремительной атаке броневиков. Можно не сомневаться, хитрые духи подстерегут их в узком ущелье и разделают под орех вместе с десантниками и экипажем. Царицей местных полей остается пехота.
Разумеется, бросать в атаку сразу всю ораву — решение опрометчивое и просто преступное. Даже с помощью тактической паузы у вас едва ли получится отдать грамотные приказы нестройное толпе, в результате чего многие солдаты окажутся предоставлены сами себе. Под шквальным вражеским огнем они, конечно, засуетятся, попытаются найти укрытие или просто залечь в дорожную пыль, но пережить обстрел им, скорее всего, не удастся. Подчиненных приходится делить на группы и планировать многоступенчатые операции с отвлекающими маневрами, атаками с фланга, заходами в тыл и снайперскими засадами.
Ни шагу без приказа
Расплатой за свободу действий и тактическую глубину служит утомительная возня с подчиненными. Например, каждого из них приходится буквально носом тыкать в укрытие, дабы солдат занял правильную позицию. Отправив группу бойцов к скоплению камней, командир получает несколько грамотных огневых точек и стайку растерянно топчущихся на открытом месте оболтусов. Приходится расставлять вояк вручную, чтобы они не погибли в первые секунды перестрелки. Тип оружия тоже необходимо указывать лично — оценить ситуацию и самостоятельно выбрать наиболее подходящее вооружение матерые десантники неспособны.
Зато моджахеды проявляют чудеса сообразительности. Они ловко передвигаются ползком, выпадая из поля зрения нашей пехоты, умело выбирают укрытия и грамотно пользуются гранатами. Пленных, кстати, они не берут и безжалостно добивают раненых ножами.
Противник обычно полагается на численное превосходство и хорошее знание гористой местности, однако грамотный советский командир может свести все его преимущества к нулю, совмещая вылазки пехоты с маневрами техники — к последним относятся, помимо прочего, работа артиллерией и авиацией по любому кишлаку перед его штурмом.
Правда, обратиться за огневой поддержкой к артиллеристам и авиаторам может только радист. Потеряв его в бою, отряд останется без всякой помощи, так что во время ожесточенных перестрелок его нужно беречь, как Сикстинскую Мадонну в подлиннике. Вообще, специализация персонажей в "9 Роте" играет едва ли не ключевую роль. Простой автоматчик не умеет управлять БТРом, а из танкиста не получится медик — каждого профессионала нужно опекать. К примеру, спешите эвакуировать экипаж загоревшейся бронемашины, пока та не рванула. Если в ходе дальнейших действий удастся заполучить новую технику, этот личный состав придется очень кстати.
Военное дело
Скитаясь по горам Афганистана, волей-неволей осваиваешь десятки, если не сотни тактических нюансов. Вес экипировки бойца не должен превышать тридцати двух килограмм, растяжки нужно устанавливать на внушительном расстоянии друг от друга, вызывать артподдержку лучше после тщательного осмотра места удара в бинокль, а бойцов, вооруженных автоматами с подствольными гранатометами, для большей плотности огня рекомендуется объединять в группы по четыре-пять человек.
Авторы использовали графический движок собственного изготовления, который неплохо справился с задачей. Игра выглядит далеко не блестяще, но движения солдат и детализация окружения вполне на уровне. Приблизив камеру к земле, можно разглядеть горные цветы и травы, а направив объектив в центр авиаудара, вы увидите, как рассыпаются в клубах пыли хлипкие домики и как дрожит раскаленный воздух. Каждый солдат откликается на приказ шаблонной фразой, а задания сопровождаются ненавязчивой, местами даже приятной музыкой. Грохот взрывов и трескотня выстрелов выполнены достаточно правдоподобно, чтобы заставить зрителя поверить в развернувшуюся на экране афганскую войну.Для такого обилия возможностей и огромного числа нюансов управление совсем не сложное. Отряды по щелчку меняют формации, укладываются в дорожную пыль и переходят с шага на бег. Но бывают и осечки. Например, сразу разместить весь взвод за группой камней не удастся — грамотные позиции занимают лишь несколько бойцов, остальных же приходится расставлять вручную. Вся кампания состоит из бесконечной череды тактических задач с множеством возможных решений. Игрок контролирует операцию от и до: набирает солдат в отряд и экипирует их, делит доступные силы на группы, планирует засады, устанавливает мины, совершает отвлекающие и обходные маневры, вызывает подкрепление, захватывает вражескую технику, словом, командует войсками на всех уровнях. Смесь из пособия по военной тактике и компьютерной игры запросто увлекает на несколько дней, но распробовать ее удается далеко не всем и не сразу. Учебное задание и первая миссия служат своеобразным фильтром от легкомысленных игроков, не готовых целиком посвятить себя изучению всех нюансов "9 роты". А без этого не стоит и браться.