Принимать решения и делать выбор здесь нужно постоянно – так, уже в первом городе вы можете деактивировать атомную бомбу, вокруг которой он построен, или, наоборот, взорвать ее
Десятилетнее ожидание выхода новой части культового ролевого сериала Fallout полностью искупилось ее релизом: разработчики подсчитывают прибыли от рекордных продаж проекта, а оголодавшие, измученные бесконечным клонированным фэнтези игроки с головой уходят в виртуальные пустоши постъядерной Америки. У Fallout 3 есть свои недостатки, но у проекта не отнять главного достоинства - оторвать от этой игры вас сможет разве что ядерная война.
Вторая часть Fallout вышла в далеком 1998 году – как и первую, ее делала легендарная команда Black Isle Studio. Слухи о третьем пришествии появились сразу после выхода сиквела, но по мере ухудшения финансового положения издателя, компании Interplay, они постепенно переходили в разряд «несбыточных мечтаний». В итоге Interplay окончательно сдулась, казалось бы, похоронив под собой надежды на возрождение серии. Однако тут на помощь пришли добрые американцы из Bethesda Softworks, авторы другой культовой ролевой серии The Elders Scroll. Они выкупили именитый бренд, сказали твердое «Нет!» долгострою и уже через несколько лет точно в срок выпустили игру, о которой мечтали тысячи геймеров по всему миру.
Радость выживания
Fallout 3 делает ставку ровно на те же вещи, что обеспечили успех первых двух частей. И, прежде всего, авторы точно передали дух, атмосферу этой вселенной. Джаз, старые надписи, антикварные радиоприемники, классические американские машины 50-60-х годов прошлого века и прочее арт-деко тут соседствуют с руинами, мутантами, грязными жилищами и немытыми, облученными жителями редких городов, выживших в ядерном кошмаре. Этот огромный выжженный мир изначально доступен: мы вольны идти в любом направлении, открывая новые локации, встречая новых персонажей и наживая себе новые проблемы. Но это скорее не исследование, а выживание - игрок продирается сквозь мутантов, рейдеров, знаменитых рад-скорпионов, постоянно испытывая дефицит боеприпасов, изнашивая оружие и броню, медленно, но верно подсаживаясь на различные стимуляторы и наркотики, ежеминутно подхватывая очередную дозу радиации.
Здесь можно слушать радио – это важнейшая часть атмосферы игры. Жаль лишь, что ведущие, да и музыка слишком часто повторяются
Это выживание и плотный экшен в любой другой RPG могли бы показаться лишними, чрезмерными. Но в Fallout 3 это воспринимается максимально естественно и логично: мы верим в окружающий мир и чувствуем, что это часть враждебной среды, а не прихоть дизайнеров, хаотично спускающих на игрока монстров. К тому же здесь есть не только враги: Bethesda умело симулирует настоящий живой мир, где вы можете неожиданно встретить бродячих торговцев или караван рабовладельцев, наткнуться на разборку одичавших жителей пустошей, которые не могут поделить чистую воду, или на забавную бабку-отшельницу, живущую на берегу реки, отстреливающую болотников и торгующую всякой всячиной. При этом жизнь тут идет своим чередом, независимо от вас: караваны идут своей дорогой, работорговцы ведут пленников, косясь на героя недобрым взглядом, а бабуля может вдруг сигануть в воду и поплыть по своим делам, категорически отказываясь торговать с вами.
Русская локализация от 1С практически идеальна: все озвучено и переведено грамотно и с душой, да и вышла русская версия почти одновременно с мировым релизом
Тут нужно сказать, что авторы подобрали очень правильный ритм исследования окружающего мира: города, поселки и персонажи разбросаны по карте таким образом, чтобы у вас всегда был стимул открыть новое, добраться и выжить.
Поэтому, когда вы набредете на новый город или поселок, то будете чувствовать себя Колумбом, открывающим Америку: после долгих изнурительных путешествий с обрезом наперевес эти оазисы жизни посреди выжженной пустоши воспринимаются как-то особенно радостно.
Диалоги в Fallout 3 по старой доброй традиции игр Bethesda Softworks не блещут ни изяществом, ни игрой ума, ни философским подтекстом
Тем более что здесь можно не только поторговать, выспаться и зализать раны, но и нагрузить своего героя множеством разнообразных заданий. Заметьте, стандартных миссий в духе «найди мои потерянные тапки и получишь награду!» в этой игре практически нет. Каждый квест сценаристы обставили как отдельную самостоятельную историю, состоящую из нескольких частей, и в каждой из них от вас требуется принимать решение или использовать самые разные навыки, полагаясь не только на силу оружия, но и на прочие способности и умения персонажа. Даже самые простые на первый взгляд миссии на поверку вмещают в себя сразу несколько историй, множество интересных персонажей и кучу вариантов решения проблемы. Так, банальная, казалось бы, доставка письма родственнику приведет вас в итоге в подземное логово «постъядерных» вампиров. А не менее простая, с первого взгляда, задача избавить маленький поселок от огненных муравьев столкнет с полубезумным ученым (вы либо поможете ему в его опытах, либо навсегда остановите их) и маленьким сиротой, которому в финале всей этой истории придется найти… новый дом.
В Fallout 3, пожалуй, лучшая генерация персонажа в ролевых играх: начинается она прямо в роддоме
При этом далеко не все истории лежат на поверхности. Случайно забредя в подземный город гулей (это такие обезображенные радиацией люди), вы можете опять же случайно заметить в куче хлама некую кассету, прослушать ее и оказаться вовлеченным в настоящее детективное расследование, связанное с созданием андроидов. А можете не заметить и пройти мимо. Все это создает действительно живой, разнообразный, интересный и богатый на сюрпризы мир.
Fallout 3 – это очень жесткая и порой жестокая игра
Основной сюжет при этом играет, скажем так, не главную роль. Как и в двух первых частях, игрока никто не тащит за руку - вы можете спокойно углубиться в противоположную от основной истории сторону, получить там новые квесты и заняться собственными делами. Конечно, рано или поздно придется вернуться к сюжетным миссиям, но тут это не воспринимается как суровая повинность - сценаристы Bethesda придумали действительно интересный сюжет, который вполне способен увлечь и заинтриговать сам по себе, независимо от прочих достоинств игры.
Сохранить и преумножить
Еще одно достоинство третьей части – оставшаяся практически в неприкосновенности ролевая система. Это как раз тот случай, когда «проверенное временем» лучше не трогать. И Bethesda не тронула. Ролевая система по-прежнему держится на трех китах: параметры персонажа, навыки и «перки», то есть способности, которые дают вам различные бонусы и открывают новые возможности. Содержание осталось почти без изменений. Среди параметров по-прежнему присутствуют сила, ловкость, выносливость, восприятие, харизма, интеллект, удача. Среди навыков – ремонт, наука, взлом, взрывчатка, легкое, тяжелое и энергетическое оружие, торговля, медицина и все то, что, что вам понадобится для выживания в этом суровом мире. Наконец, «перки» – плоть и кровь всей Fallout-механики. Наряду со старыми знакомыми способностями в третьей части появилось множество разнообразных новинок. В итоге, помимо традиционных вещей (умение носить силовую броню, бонусы к различным навыкам, устойчивость к ядам и радиации и пр.), здесь есть такие экстравагантные способности, как возможность наносить дополнительный урон женщинам (!) и открывать новые строчки в диалогах с детьми. Самое главное, что все это реально задействуется в механике – откровенно лишних вещей тут практически нет, все просто зависит от выбранного вами стиля и собственной тактики развития персонажа.
Стиль здесь выдержан идеально
А вот знаменитая пошаговая боевая система подверглась более серьезной переработке. Теперь игра не ставится автоматически на паузу во время боя. Вы можете в реальном времени палить по врагам, полагаясь на свой глазомер. Банальный шутер? Нет, все куда изящнее. Чтобы бить точнее, экономя дефицитные патроны, можно включить особый режим «прицеливания», в котором обнаруживаются все радости оригинальной пошаговой системы, включая очки хода, возможность точечного попадания по различным частям тела и сочную «расчлененку». Эта система реализована настолько грамотно, удобно и шикарно с визуальной точки зрения (особенно точные и критические попадания виртуальный оператор показывает отдельно, крупным планом), что бои не превращаются в рутину - в них есть место и для тактики, и для зрелища. Помимо «расчлененки» за зрелище ответственна физика: здесь взрываются и детонируют огнеопасные емкости и старые машины, а в некоторых местах мгновенно вспыхивает огнем растекающийся в воздухе газ.
Все это дополняется множеством деталей, которые делают игровой процесс разнообразнее, насыщеннее: здесь можно создавать оружие по найденным или купленным чертежам, экспериментировать с жидкостями, изобретая новые «лекарства», покупать дома, обставляя по своему вкусу интерьер. Можно коллекционировать фигурки «пип-боев» и даже пользоваться услугами персонального робота-мажордома. А в бою вы вольны выманивать врагов на собственные минные ловушки и использовать уникальное оружие «Толстяк», устраивая локальный ядерный взрыв.
Тень Oblivion
Наибольшие опасения перед выходом Fallout 3 были связаны с тем, что игра, дескать, потеряет оригинальность и будет слишком похожа на последнею часть The Elder Scroll – Oblivion. Сходство есть: ведь Fallout 3 сделан на том же графическом движке, и вместо классической изометрии здесь используется вид от первого или от третьего лица. И действительно, вместе с плюсами, которые дает такой подход, в игру перекочевали и фирменные минусы Oblivion. Анимация персонажей, мягко говоря, не убеждает, а на некоторые движения героя в режиме вида от третьего лица невозможно смотреть без содрогания. Во время диалогов окружающие не стесняются разговаривать с вами практически затылком. Анимация и жестикуляция во время разговоров как были, так и остались практически невменяемыми – как и прежде, идет классический обмен репликами между двумя говорящими головами. Попеременное переключение оператора на двух или более беседующих Bethesda по-прежнему считает непозволительной роскошью. Все это следствие того, что система диалогов со времен Oblivion практически не менялась. А с тех прошло уже почти 3 года, и за это время ролевой жанр в этом вопросе продвинулся далеко вперед. Прямые конкуренты Bethesda сегодня стараются в каждой своей RPG предложить что-то новое, как-то продвинуть жанр. Так, Mass Effect заложил новые стандарты диалогов – живых, динамичных, подвижных, кинематографичных, и по этому пути сегодня идут практически все эпические RPG. Но Bethesda старательно игнорирует эти тенденции. И это было бы вполне комфортной позицией, этаким вызовом «суетливой моде», если бы не выглядело, порой, столь архаично. При всем желании не назовешь самой современной и местную графику.
Если прицельно палить по ноге противника, он начнет хромать, а если по руке – может выронить оружие
Среди других наследственных проблем, которые достались Fallout 3 от Oblivion, можно назвать слабоватый искусственный интеллект. Враги частенько позволяют забрасывать себя гранатами, «забывают» забежать за вами в помещение, где можно спокойно восстановить здоровье и очки действия, выбегают в полный рост на притаившегося за углом игрока и пр. А вот некоторых плюсов серии The Elder Scroll здесь, наоборот, почему-то нет: например, возможности продолжать игру после завершения основного сюжетного квеста.
Тем не менее, Fallout 3 – это, безусловно, игра года. Игнорируя новомодные тенденции, Bethesda очень точно воспроизвела классическую механику и дух серии, максимально аккуратно и адекватно привнесла сюда собственные идеи, создала действительно огромный живой мир и наполнила его множеством деталей.